18 ДЕКАБРЯ 2019 - 12 АПРЕЛЯ 2020. МОСКВА
Художники, которым приходилось писать парадные портреты Людовика XVI, сокрушались, что в его облике нет ничего королевского: монарх был невысок ростом и имел лишний вес. Одна из придворных дам в своих мемуарах написала, что он “был стеснен шпагой и никогда не знал, что с ней делать”. В народе его считали добрым и честным, но тем не менее свою жизнь он окончил на гильотине. Ее мрачная тень, нависшая над эпохой последнего короля “старого порядка”, придает ей значение утерянного рая.
Выставка, которая открывается в Хлебном дворце музея-заповедника “Царицыно”, рассказывает об этой пышно отцветавшей эпохе. В центре экспозиции — Monument du сostume physique et moral de la fin du dix-huitième siècle, ou Tableaux de la vie (“Памятное свидетельство об укладе жизни, материальном и нравственном, в конце XVIII века, или Картины жизни”), гравюры, изображающие сцены великосветского быта последней трети XVIII столетия. Они рассказывают о повседневной жизни великосветского парижанина, начиная с его утреннего туалета и заканчивая поздним ужином в кругу друзей.
Авторы Monument du costume стремятся запечатлеть не только костюм, приличествующий тому или иному способу проведения времени, но тщательно воспроизводят все составляющие bon ton (хорошего тона): модную мебель, фарфор, бронзу, музыкальные инструменты, породы собак, места для прогулок, виды карточных игр, типы рукоделия, разновидности охоты и способы воспитания детей.
Гравюры представлены на выставке вместе с произведениями прикладного искусства, аналогичными тем, что изображены на рисунках. Севрский фарфор и парижская бронза, мебель и скульптура, веера и табакерки, строго отобранные в соответствии со вкусами 1770–1780-х годов, составляют единый ансамбль, дающий представление об элегантном, сдержанном, но и роскошном стиле Людовика XVI.
По контрасту с предыдущей эпохой стиль Людовика XVI кажется более простым: рокайльные завитки начинают уступать место геометрическим формам. “Не мучайте без причины те вещи, которые могут быть прямыми, и возвращайтесь к здравому смыслу, который является началом хорошего вкуса”, — этот призыв одного из законодателей мод очень точно передает принципы переходного времени. Акцент делался не на форме, а на отделке, роскошь сочеталась с простотой.
Влияние этого изысканного стиля распространилось по всему континенту, достигнув и России, так что вельмож екатерининской эпохи нетрудно представить в качестве персонажей Monument du costume, а мебель и бронзу, которые экспонируются на фоне гравюр, — как часть обстановки русских дворцов.
Среди участников выставки — Эрмитаж, Исторический и Пушкинский музеи, музеи-заповедники “Петергоф”, “Останкино”, “Кусково” и “Архангельское”, Музеи Московского Кремля, а также частные коллекционеры.
Фото: архив пресс-службы