monument-du-costume-vystavka-v-muzee-zapovednike-caricyno
События

Monument du costume: выставка в музее-заповеднике “Царицыно”

18 Декабря 2019 - 12 Апреля 2020.
Москва

Мода, интерьер, прикладное искусство и стиль жизни в 1760–1780-х годах.

, обновлено 13 Декабря 2019
AD Magazine

Художники, которым приходилось писать парадные портреты Людовика XVI, сокрушались, что в его облике нет ничего королевского: монарх был невысок ростом и имел лишний вес. Одна из придворных дам в своих мемуарах написала, что он “был стеснен шпагой и никогда не знал, что с ней делать”. В народе его считали добрым и честным, но тем не менее свою жизнь он окончил на гильотине. Ее мрачная тень, нависшая над эпохой последнего короля “старого порядка”, придает ей значение утерянного рая.

Monument du costume: выставка в музее-заповеднике “Царицыно” - фото 1
Исидор Станислас Эльман (1743–1806) по рисунку Жан-Мишеля Моро Младшего (1741–1814). “Изысканный ужин”. Лист из серии Monument du costume. Бумага, офорт с резцом. 1781. ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Выставка, которая открывается в Хлебном дворце музея-заповедника “Царицыно”, рассказывает об этой пышно отцветавшей эпохе. В центре экспозиции — Monument du сostume physique et moral de la fin du dix-huitième siècle, ou Tableaux de la vie (“Памятное свидетельство об укладе жизни, материальном и нравственном, в конце XVIII века, или Картины жизни”), гравюры, изображающие сцены великосветского быта последней трети XVIII столетия. Они рассказывают о повседневной жизни великосветского парижанина, начиная с его утреннего туалета и заканчивая поздним ужином в кругу друзей.

Monument du costume: выставка в музее-заповеднике “Царицыно” - фото 2
Карл Готтлиб Гуттенберг (1743–1790) по рисунку Жан-Мишеля Моро Младшего (1741–1814). Встреча на пути в Марли, 1777. Лист из серии Monument du costume. Бумага, офорт с резцом. ГМИИ им. А. С. Пушкина.
Monument du costume: выставка в музее-заповеднике “Царицыно” - фото 3
Робер Делоне Младший (1749–1814) по рисунку Жан-Мишеля Моро Младшего (1741–1814). “Прощание”. Лист из серии Monument du costume. Бумага, офорт с резцом. 1777. ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Авторы Monument du costume стремятся запечатлеть не только костюм, приличествующий тому или иному способу проведения времени, но тщательно воспроизводят все составляющие bon ton (хорошего тона): модную мебель, фарфор, бронзу, музыкальные инструменты, породы собак, места для прогулок, виды карточных игр, типы рукоделия, разновидности охоты и способы воспитания детей.

Monument du costume: выставка в музее-заповеднике “Царицыно” - фото 4
Антуан Луи Романе (1742–1810) по рисунку Жан-Мишеля Моро Младшего (1741–1814). “Парадный туалет”. Лист из серии Monument du costume. Бумага, офорт с резцом. Около 1777. ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Гравюры представлены на выставке вместе с произведениями прикладного искусства, аналогичными тем, что изображены на рисунках. Севрский фарфор и парижская бронза, мебель и скульптура, веера и табакерки, строго отобранные в соответствии со вкусами 1770–1780-х годов, составляют единый ансамбль, дающий представление об элегантном, сдержанном, но и роскошном стиле Людовика XVI.

Monument du costume: выставка в музее-заповеднике “Царицыно” - фото 5
Симон-Луи Буазо (1743–1809). “Бюст великой княгини Марии Федоровны”. Терракота, мрамор; лепка, формовка, обжиг. Франция, Париж, 1782. Музей-заповедник “Царицыно”.

По контрасту с предыдущей эпохой стиль Людовика XVI кажется более простым: рокайльные завитки начинают уступать место геометрическим формам. “Не мучайте без причины те вещи, которые могут быть прямыми, и возвращайтесь к здравому смыслу, который является началом хорошего вкуса”, — этот призыв одного из законодателей мод очень точно передает принципы переходного времени. Акцент делался не на форме, а на отделке, роскошь сочеталась с простотой.

Monument du costume: выставка в музее-заповеднике “Царицыно” - фото 6
Сервиз-дежёне из восьми предметов. Фарфор, роспись надглазурная полихромная, лепка, рельеф, позолота, цировка, роспись золотом. Франция, Севрская королевская фарфоровая мануфактура, 1773. Музей-заповедник “Царицыно”.

Влияние этого изысканного стиля распространилось по всему континенту, достигнув и России, так что вельмож екатерининской эпохи нетрудно представить в качестве персонажей Monument du costume, а мебель и бронзу, которые экспонируются на фоне гравюр, — как часть обстановки русских дворцов.

Monument du costume: выставка в музее-заповеднике “Царицыно” - фото 7
Пара канделябров с фигурой нимфы. Франция, Париж. По модели Э.-М. Фальконе (1716–1791), 1780-е. Бронза, мрамор белый, мрамор серый; литье, чеканка, золочение, огневое матовое и глянцевое. Музей-усадьба “Архангельское”.

Среди участников выставки — Эрмитаж, Исторический и Пушкинский музеи, музеи-заповедники “Петергоф”, “Останкино”, “Кусково” и “Архангельское”, Музеи Московского Кремля, а также частные коллекционеры.

Monument du costume: выставка в музее-заповеднике “Царицыно” - фото 8
Веер “Галантная сцена”. Кость, перламутр, металл, фольга, ткань, блестки; резьба, серебрение, золочение, тиснение, вышивка. Экран: шелковая ткань, бумага, блестки, роспись гуашью, золотом, вышивка. Англия, 1770–1780-е. Музей-усадьба “Останкино”.
Monument du costume: выставка в музее-заповеднике “Царицыно” - фото 9
Неизвестный художник. Портрет графини Варвары Петровны Шереметевой, в замужестве Разумовской. Холст, масло. 54 × 45 (овал). 1770-е. Музей-усадьба “Останкино”.
Monument du costume: выставка в музее-заповеднике “Царицыно” - фото 10
Мужской парадный костюм: кафтан, камзол. Россия, 1780–1790-е. Кафтан: бархат, льняная ткань, тюль, шелковые нити; шитье, вышивка. Камзол: шелк, лен, шелковые нити; шитье, вышивка. Музей-заповедник “Петергоф”.
Читайте также