Monument du costume: выставка в музее-заповеднике “Царицыно”

Мода, интерьер, прикладное искусство и стиль жизни в 1760–1780-х годах.
Monument du costume

18 ДЕКАБРЯ 2019 - 12 АПРЕЛЯ 2020. МОСКВА

Художники, которым приходилось писать парадные портреты Людовика XVI, сокрушались, что в его облике нет ничего королевского: монарх был невысок ростом и имел лишний вес. Одна из придворных дам в своих мемуарах написала, что он “был стеснен шпагой и никогда не знал, что с ней делать”. В народе его считали добрым и честным, но тем не менее свою жизнь он окончил на гильотине. Ее мрачная тень, нависшая над эпохой последнего короля “старого порядка”, придает ей значение утерянного рая.

Исидор Станислас Эльман (1743–1806) по рисунку Жан-Мишеля Моро Младшего (1741–1814). “Изысканный ужин”. Лист из серии Monument du costume. Бумага, офорт с резцом. 1781. ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Выставка, которая открывается в Хлебном дворце музея-заповедника “Царицыно”, рассказывает об этой пышно отцветавшей эпохе. В центре экспозиции — Monument du сostume physique et moral de la fin du dix-huitième siècle, ou Tableaux de la vie (“Памятное свидетельство об укладе жизни, материальном и нравственном, в конце XVIII века, или Картины жизни”), гравюры, изображающие сцены великосветского быта последней трети XVIII столетия. Они рассказывают о повседневной жизни великосветского парижанина, начиная с его утреннего туалета и заканчивая поздним ужином в кругу друзей.

Карл Готтлиб Гуттенберг (1743–1790) по рисунку Жан-Мишеля Моро Младшего (1741–1814). Встреча на пути в Марли, 1777. Лист из серии Monument du costume. Бумага, офорт с резцом. ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Робер Делоне Младший (1749–1814) по рисунку Жан-Мишеля Моро Младшего (1741–1814). “Прощание”. Лист из серии Monument du costume. Бумага, офорт с резцом. 1777. ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Авторы Monument du costume стремятся запечатлеть не только костюм, приличествующий тому или иному способу проведения времени, но тщательно воспроизводят все составляющие bon ton (хорошего тона): модную мебель, фарфор, бронзу, музыкальные инструменты, породы собак, места для прогулок, виды карточных игр, типы рукоделия, разновидности охоты и способы воспитания детей.

Антуан Луи Романе (1742–1810) по рисунку Жан-Мишеля Моро Младшего (1741–1814). “Парадный туалет”. Лист из серии Monument du costume. Бумага, офорт с резцом. Около 1777. ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Гравюры представлены на выставке вместе с произведениями прикладного искусства, аналогичными тем, что изображены на рисунках. Севрский фарфор и парижская бронза, мебель и скульптура, веера и табакерки, строго отобранные в соответствии со вкусами 1770–1780-х годов, составляют единый ансамбль, дающий представление об элегантном, сдержанном, но и роскошном стиле Людовика XVI.

Симон-Луи Буазо (1743–1809). “Бюст великой княгини Марии Федоровны”. Терракота, мрамор; лепка, формовка, обжиг. Франция, Париж, 1782. Музей-заповедник “Царицыно”.

По контрасту с предыдущей эпохой стиль Людовика XVI кажется более простым: рокайльные завитки начинают уступать место геометрическим формам. “Не мучайте без причины те вещи, которые могут быть прямыми, и возвращайтесь к здравому смыслу, который является началом хорошего вкуса”, — этот призыв одного из законодателей мод очень точно передает принципы переходного времени. Акцент делался не на форме, а на отделке, роскошь сочеталась с простотой.

Сервиз-дежёне из восьми предметов. Фарфор, роспись надглазурная полихромная, лепка, рельеф, позолота, цировка, роспись золотом. Франция, Севрская королевская фарфоровая мануфактура, 1773. Музей-заповедник “Царицыно”.

Влияние этого изысканного стиля распространилось по всему континенту, достигнув и России, так что вельмож екатерининской эпохи нетрудно представить в качестве персонажей Monument du costume, а мебель и бронзу, которые экспонируются на фоне гравюр, — как часть обстановки русских дворцов.

Пара канделябров с фигурой нимфы. Франция, Париж. По модели Э.-М. Фальконе (1716–1791), 1780-е. Бронза, мрамор белый, мрамор серый; литье, чеканка, золочение, огневое матовое и глянцевое. Музей-усадьба “Архангельское”.

Среди участников выставки — Эрмитаж, Исторический и Пушкинский музеи, музеи-заповедники “Петергоф”, “Останкино”, “Кусково” и “Архангельское”, Музеи Московского Кремля, а также частные коллекционеры.

Веер “Галантная сцена”. Кость, перламутр, металл, фольга, ткань, блестки; резьба, серебрение, золочение, тиснение, вышивка. Экран: шелковая ткань, бумага, блестки, роспись гуашью, золотом, вышивка. Англия, 1770–1780-е. Музей-усадьба “Останкино”.

Неизвестный художник. Портрет графини Варвары Петровны Шереметевой, в замужестве Разумовской. Холст, масло. 54 × 45 (овал). 1770-е. Музей-усадьба “Останкино”.

Мужской парадный костюм: кафтан, камзол. Россия, 1780–1790-е. Кафтан: бархат, льняная ткань, тюль, шелковые нити; шитье, вышивка. Камзол: шелк, лен, шелковые нити; шитье, вышивка. Музей-заповедник “Петергоф”.

Фото: архив пресс-службы