Художник Сергей Цигаль выбрал четыре московские галереи современного искусства и вместе с журналом AD изучил их экспозиции.
Еще в начале встречи наш герой признался: он не совсем понимает, что относят к современному искусству сейчас: “Люди, живущие в одно время – современники. Но мне за шестьдесят, а кому-то двадцать, и мы воспринимаем и изображаем окружающий мир совершенно по-разному”. В то же время Сергей считает, что искусство ничего не должно: ни объяснять, ни извиняться за свои действия. Но есть два пункта, актуальные всегда. “Художник обязан уметь рисовать, а его работы должны быть понятны без лишних слов и аннотаций”, – уверен он.
МАММ
Мультимедиа Арт Музей, Москва (он же Московский дом фотографии). Выставки “Василий Ермилов. 1894–1968” и Андрея Бильжо “Это не всё”.
1. “Я считаю, что любая абстракция должна идти от умения. Если художник может вот так анатомически верно изобразить обнаженную натуру, то он сознательно уходит от реальной действительности в мир абстракции. Здесь и начинается настоящее изобразительное искусство”.
2. ”Автор никогда не учился рисованию. Он сам придумал себе манеру, героя, обстоятельства и в этом выдуманном мире существует уже много лет”.
3. “Я рисую понятные вещи, над которыми не надо задумываться. Для меня важнее не что изображено, а как. У Андрея Бильжо всё наоборот. Здесь мы видим “знаки”, они же язык, который существует в его выдуманном мире. Кстати, они отлично смотрятся, когда висят целой серией”.
4. ”Это далеко от классического рисунка. Кроме того, здесь мы видим творческую кухню: заметки в записной книжке, которые потом превращаются в карикатуры. Кстати, я нашел свою фамилию и фамилии других общих с автором друзей”.
“Роза Азора”
Галерея городской культуры. Выставка работ Екатерины Рожковой “Пора на дачу”.
1. “На заднем плане – обычная круглая тарелка. Но заштриховать темным карандашом большое пространство так, чтобы было не скучно смотреть, – настоящее мастерство”.
2. “Мне нравится, как художница передала образ старой подмосковной дачи. Скоро дома с такими верандами уйдут в небытие. Работа многослойная, здесь уже не только простой карандаш: присутствуют охра и голубой цвет. Эта картина создает ощущение уюта”.
3. “Здесь мы видим “портрет” умывальника. Он перед нами как живой. От взгляда не ускользает ни одна деталь. Мы замечаем и отбитую эмаль, и обшарпанный кран”.
4. ”Художнице интересен этот объект, и она его по-своему изучает, разбирается в деталях: мы видим швейную машинку целиком и ее увеличенный фрагмент. Удивительно, как при помощи простого карандаша реалистично передан предмет”.
5. “Выставка называется “Пора на дачу”, и в галерее помимо картин есть другие атрибуты дачной жизни для создания реалистичной обстановки”.
6.“Красивая церковь – это уже законченное архитектурное произведение, и ты его просто срисовываешь. Здесь мы видим самую обыкновенную табуретку, которая стала произведением искусства. Видно, что работа создавалась долго, так же долго ее хочется рассматривать”.
RuArts
Галерея актуального искусства. Групповая выставка “Трапеза бытия” санкт-петербургских художников студии “Непокоренные 17” и экспонаты из хранилища.
1. ”Я учился на факультете конструирования мебели, поэтому вижу, как безупречно сделана скамейка. Мне нравится, что это не просто арт-объект, а вполне функциональная вещь”.
2. “Технически работа выполнена замечательно, я вижу настоящие, хорошо прорисованные кеды. Но мне не понятно, зачем они “вышиты”. Неужели их нельзя было изобразить по-другому?
3. “Художник решил сделать для своей картины оригинальную раму – из оконной створки. Но зачем он использовал ее таким неестественным образом? Рама вертикальная, а мост в ней горизонтальный. В реальной жизни из узкого окна такую панораму мы вряд ли увидим”.
4. “Как правило, все дворы многоплановые и уходящие куда-то вглубь. Художник это умело передал. Мне нравится картина, и она вполне интерьерная, хоть и большого размера. Кстати, у этого же автора есть полотна и поменьше”.
5. ”Я ценю достоверную анатомию. Похоже, для этой работы отформованы настоящие человеческие кости. Здесь можно и пофилософствовать: человек выходит из земли и в нее же возвращается”.
“Крокин Галерея”
Одна из старейших московских частных галерей. Выставки Аркадия Насонова “Еще раз о кино” и Александра Джикии “Лениниана”.
1. “Эта инсталляция не очень веселая, зато концептуальная. Она исключительно выставочная. Смысл работы понятен только после прочтения пояснения: “Формула вождя мирового пролетариата”, олицетворяющая пятьдесят четыре года его земной жизни и год небесной”.
2. “Непонятно, что изображено на картине, но это и не важно. Мне нравится цветовая гамма. Рисунок выполнен на стекле. Вместо рамы — коробочка, которую автор, возможно, сколотил сам. А внизу стихотворение, сочиненное им же”.
3. “Мне понравились тема и воплощение. Это вовсе не культ Ленина, а ирония. Автор изобразил не вождя, а свои сны о нем. Фигура будто живая: посмотрите, как играют тень и процарапанные складки на костюме”.
4. “Автор этой картины – внук режиссера Владимира Мотыля, поэтому и тематика его работ киношная. Здесь мы видим уходящего вдаль товарища Сухова и самого режиссера с рупором в руках”.
5. “Мне не близка такая манера рисования. Но здесь соль не в этом. Главное – фантазия! А с ней у автора полный порядок”.
Текст: Ольга Сорокина
Фото: Дмитрий Ленкин