Мультимедиа Арт Музей: 9 выставок в сентябре

Фотобиеннале-2020, отложенная из-за карантина, и работы, созданные за последние несколько месяцев, как опыт коронавирусной эпохи.
9

5 СЕНТЯБРЯ 2020 - 22 НОЯБРЯ 2020. МОСКВА

“Цветы врачам”

7 сентября — 18 октября

МАММ, Рейхан Касимова, его попечитель и сооснователь доменной зоны .ART, агентство “Пикчер” и платформа Malevich во время режима самоизоляции запустили флешмоб “Цветы врачам” (#цветыврачам) — акцию, направленную на поддержку врачей. На выставке можно будет увидеть работы художников, принявших участие во флешмобе — это не только мэтры, но и любители. В экспозицию вошли произведения Ильи Кабакова, Павла Пепперштейна, Константина Звездочетова, Никиты Алексеева, Андрея Филиппова, Игоря Шелковского, Паруйра Давтяна, группы “ЕлиКука”, группы AES+F, Евгения Гранильщикова и других авторов.

Маша Сумнина. Из серии “Таймер”. Бумага, тушь, акварель. Май, 2020. © Маша Сумнина

В конце выставки будет проведен аукцион, вырученные средства будут разделены следующим образом: 40 % пойдут на поддержку художников, 60 % передадут семьям врачей и медработников, погибших во время эпидемии. Кроме того, отныне и навсегда вход в музей для всех врачей, медработников и студентов-медиков будет бесплатным.

Паруйр Давтян. Натюрморт с цветами. Холст, акрил. 2020. © Паруйр Давтян

“Алексей Титаренко. Город теней”

5 сентября — 18 октября

В рамках фотобиеннале МАММ представляет ретроспективу российского фотохудожника Алексея Титаренко. “Город теней” — это, конечно же, Петербург, родной город автора. Мистическую атмосферу “самого выдуманного города на земле”, по определению Достоевского, Титаренко передает при помощи приема длительной экспозиции, которому верен до сих пор. В других городах, будь то Венеция, Гавана или Нью-Йорк, Титаренко материализует тени тем же приемом.

Алексей Титаренко. Колокольня. Из серии “Венеция”, 2006. Тонированный серебряно-желатиновый отпечаток. Предоставлено автором.

Алексей Титаренко. Закат. Игра в бейсбол. Plaza del Cristo. Из серии “Гавана”, 2003. Тонированный серебряно-желатиновый отпечаток. Предоставлено автором.

Алексей Титаренко. Большая Подьяческая улица на углу канала Грибоедова. Санкт-Петербург, 1995. Из серии “Черная и белая магия Санкт-Петербурга”. Тонированный серебряно-желатиновый отпечаток. Предоставлено автором.

Алексей Титаренко. Corrales. Пальма. Из серии “Гавана”, 2003. Тонированный серебряно-желатиновый отпечаток. Предоставлено автором.

“Некоторый беспорядок. Произведения из коллекции Антуана де Гальбера”

5 сентября — 22 ноября

Антуан де Гальбер — крупнейший французский коллекционер, меценат и основатель легендарного парижского арт-центра Maison Rouge (“Красный дом”), где в течение 15 лет проходили интереснейшие выставки. Экспозиция в МАММ основана на фотографическом разделе коллекции Антуана де Гальбера и включает работы таких авторов, как Мэн Рэй, Брассай, Константин Бранкузи, Йозеф Судек, Марио Джакомелли, Мирослав Тихий, Роман Опалка, Дитер Аппельт, Джоэл-Питер Уиткин, Хироси Сугимото, Энни Лейбовиц, и многих других.

Мари Катаяма. 25 дней в студии “Тацумаки” / Салон оптики “Судзуки” № 002. 2015. © Mari Katayama. Courtesy rin art association

Роджер Баллен. Саллен. 2002. © Roger Ballen. Courtesy Galerie Karsten Greve Paris, Cologne, Saint Moritz

Иван Петрокович. “Экземпляры”

5 сентября — 18 октября

Мультимедийная инсталляция Ивана Петроковича — результат размышлений автора о нашем ближайшем будущем, а может быть, уже и настоящем, в котором искусственный интеллект приходит на смену человеческому разуму. В “Экземплярах” город наполнен механическими звуками и неоновым светом, домами с пустыми глазницами окон — все это может показаться отсылкой к эстетике киберпанка, однако автор остается в пределах реального, а не научно-фантастического пространства.

Иван Петрокович. Экземпляры. 5-я Уральская индустриальная биеннале современного искусства. Вид экспозиции, 2019. Предоставлено автором.

Николя Флок. “Подводные пейзажи”

5 сентября — 18 октября

Мало кто знает, что на морском дне простираются города и деревни, состоящие из тысяч строений, возведенных людьми для поддержания животного и растительного мира океана. Только в Японии насчитывается около двадцати тысяч таких “городов”. На снимках Николя Флока — художника, исследователя, моряка и дайвера — они предстают одновременно и обломками исчезающей цивилизации, и заново произрастающей искусственно-естественной реальностью.

Николя Флок. Искуcственный риф. Из серии “Подводные структуры”. Кикайдзима, Япония, -18 м. Экспедиция. Tara Pacific. 2017. © ADAGP Paris 2020

Николя Флок. Невидимое. Из серии “Подводные пейзажи”. Анс-де-л'Арен, -5 м, песок. 2018. © ADAGP Paris 2020

Игорь Мухин. “Наши 90-е. Время перемен”

5 сентября — 22 ноября

Фотографии Игоря Мухина, запечатлевшие разные моменты 90-х, вызывают щемящее чувство — по крайней мере у тех, кто застал эти годы, соединившие отчаяние и надежду. Время было пластичное, история делалась на твоих глазах, и казалось, что это будет продолжаться.

Игорь Мухин. Москва, 1996. Авторизованный серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание МАММ.

Игорь Мухин. Выпускники 1999 года. Москва, 1999. Авторизованный серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание МАММ.

Игорь Мухин. Москва, 1995. Авторизованный серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание МАММ.

Митч Эпштейн. American Power

5 сентября — 18 октября

Все началось с редакционного задания — отправляясь фотографировать снос городка Чешир в штате Огайо, Митч Эпштейн и не подозревал, что эти съемки станут началом многолетнего проекта.

Митч Эпштейн. Билокси, Миссисипи. 2005. Из серии “Сила Америки”. © Black River Productions, Ltd. / Mitch Epstein, courtesy Galerie Thomas Zander, Cologne

Город снесли, поскольку его земля была куплена компанией American Electric Power. Эпштейн заинтересовался производством и потреблением энергии в Соединенных Штатах. В течение пяти лет, с 2003-го по 2008-й, он путешествовал по стране и фотографировал самые разные электростанции: угольные, атомные, ветряные, солнечные. Его много раз арестовывали — человек, снимающий электростанции, вызывал подозрения. Итогом пятилетнего путешествия стал проект American Power — исследование природы власти в Соединенных Штатах. Митч Эпштейн убежден, что кадры, вошедшие в проект, подспудно, на уровне вибраций, передают его личный опыт обысков, задержаний и запугиваний, и это действует сильнее, чем прямое политическое послание.

Митч Эпштейн. Завод BP в Карсоне, Калифорния. 2000. Из серии “Сила Америки”. © Black River Productions, Ltd. / Mitch Epstein, courtesy Galerie Thomas Zander, Cologne

Митч Эпштейн. Лос-Анджелес II, Калифорния. 1974. Из серии “На отдыхе. Американские фотографии”. 1973–1988. © Black River Productions, Ltd. / Mitch Epstein, courtesy Galerie Thomas Zander, Cologne

Анна Лялина. “F=mg”

5 сентября — 18 октября

Еще одно исследование “постоянных усилий, во много раз превосходящих результат”. На выставке представлена видеодокументация перформанса, в ходе которого художница собирала башенку из детских кубиков при помощи неповоротливого вилочного погрузчика весом 4 тонны. За два часа она получила острое отравление выхлопными газами (отравление легкой степени получили еще два человека), пробила стену зала и собрала только семь кубиков. Три из десяти были раздавлены. Проект имеет философский смысл и заставляет задуматься о тщете гиперусилий — как личных, так и коллективных.

Анна Лялина. Кадр из видео “F=mg”. 2018. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва.

Сергей Чиликов. Ретроспектива

5 сентября — 22 ноября

Сергей Чиликов, кандидат философских наук, написавший три книги по философии, пришел в фотографию во второй половине 1970-х годов, в эпоху брежневского застоя, и выразил абсурд этой эпохи своими ироничными до фарса работами. Сам он говорил, что фотография для него “лишь способ показать нечто большее”. Этим летом Сергея Чиликова не стало, он не дожил несколько дней до 67 лет.

Сергей Чиликов. Тува, 1991. Собрание. МАММ.

Сергей Чиликов. Самара, 2003. Собрание МАММ.

Сергей Чиликов. Шереганово, 1992. Собрание МАММ.

Фото: архив пресс-службы