Неделя голландского дизайна 2013: от колыбели до могилы

На Неделе голландского дизайна можно было увидеть дизайнерские предметы абсолютно для всех, в том числе для детей и пожилых людей.
Неделя голландского дизайна 2013 от колыбели до могилы

Думать о будущем – это думать о демографии. О том, кто и как населяет страну. Как изменяется численность, рождаемость, смертность. Насущные вопросы. С этими сугубо демографическими реалиями пришлось удивительным образом конфронтировать на выставках, мастер-классах, кинопоказах Недели голландского дизайна 2013.

Дизайнерам, задумавшимся о будущем, было не обойтись без демографических вопросов: кто будет жить завтра, как будет выглядеть старость, кто прокормит нас в будущем, каким будет мир. Неделя голландского дизайна в Эйндховене доказала, что решение всех вопросов может быть найдено дизайнерами. Дизайн может улучшить качество жизни "взрослых людей", золотого поколения (слово "старость" тут стараются избегать, потому что в нем заключается негативный смысл, дискриминация по возрасту). Дизайн поможет тем, кто на пути в запредельное забрел надолго в беспамятную Лету деменции и маразма. Дизайн способен наладить связь между поколениями, помочь обрести мир и взаимопонимание.

Стать учителем В Голландии думать о творческом воспитании начинают рано. Никаких детсадовских уроков рисования – настоящие мастер-классы, исследовательские лаборатории, дизайнерские ателье. В них стараются прививать самостоятельность мышления, работу с материалами, креативное обращение с формой. Не в обычной школьной обстановке, а на выставке дизайна, в музее, прямо на улице.

Например, в ратуше, где расположена городская администрация, проходили мастер-классы для детей, а также была организована выставка детских стульев. Как демонстрация обыденности и повсеместности феномена дизайна. Было выставлено более сорока детских стульчиков (большая часть из частной коллекции Хэнка Краббендама): вся история дизайна – от Thonet S 43 K, оригинала Gerrit Rietveld до современных экологичных Ecodesignmeubel и типичного «лоскутного» стульчика Пита Хайна Эка.

А деревянный голубой с потеками стул от фирмы Lucas Maassen & Sons попал не только в эту экспозицию, но и на временную выставку в музей van Abbemuseum. Его особенность заключается в способе производства. Папаша-дизайнер нашел простой способ, как сделать детский труд допустимым и этичным в Голландии. По голландским законам дети могут работать в неделю не больше трех часов. Отец заключил со своими сыновьями (девять и два раза по семь лет) договор, на основании которого он им выплачивает за каждый готовый стул по 1 евро. Вот сыновья и стараются закрасить максимальное число стульев в минимальный срок. Стулья выходят с конвейера недокрашенными и с высокохудожественными потеками ручной работы.

Второй площадкой, где дети более старшего возраста (от шести до двенадцати лет) могли проявить свою творческую активность, стала Фабрика изобретателей De Ontdekfabriek. После просмотра фильма "Изобретатель в Африке" можно было остаться в мастерских и играть с реквизитом из этого фильма – механическими львами и обезьянами, а также самостоятельно изобретать, проектировать, строить и снимать собственные анимационные фильмы, испытать возможности 3D-принтера, выдумать заново велосипед и тут же проверить его на треке.

Подумать о старости Сделать что-то для детей или вместе с детьми – легко. Каждый помнит, каким он был в детстве, дизайнер в этом смысле не исключение. Гораздо труднее представить, что нас будет ждать в старости. Старость в представлении дизайнеров ассоциируется с немощью и всевозможными болезнями. С немощью они предлагают бороться вполне рациональными способами. С помощью различных вспомогательных средств. Например, инвалидной коляски. Инвалидную коляску выдумать заново так же сложно, как велосипед, но вот кардинальным образом улучшить качество использования этого объекта оказалось под силу. Фирма Life and Mobility разработала небольшую систему, автоматически блокирующую колеса при вставании. Эта маленькая деталь была удостоена главной дизайнерской премии Голландии Dutch Design Awards в категории "Профессиональный индустриальный дизайн". По статистике, приведенной на сайте премии, в год происходит до миллиона несчастных случаев, вызванных подвижностью инвалидной коляски. Blocker в силах уберечь пассажира от такого падения.

Среди болезней самой страшной дизайнерам представляется деменция (болезнь Альцгеймера). Пока медики заняты поисками панацеи от старческого маразма, ставшего массовым (очевидно, с ростом продолжительности жизни), дизайнеры предлагают свои формальные решения. Пожилые пациенты забывают около 40–80 % информации, которую до них пытается донести врач, а ту, что они все же удерживают в памяти, они сохраняют в извращенном виде. Выпускница Академии дизайна Эйндховена Рене Шеперс предложила мнемоническую технику, улучшающую коммуникацию врача и пациента. Она разработала визуальный материал (карточки и схемы), который может быть использован для коммуникации врача и пациента.

Саннэ ре Бартелс работала над проектом для дома престарелых Vitalis Vonderhof, в ее задачи входило придумать способ, облегчающий общение между обитателями дома с разной степенью деменции. Она сделала Setting of Connection, передвижные станции, кресла, скамейки и столики на колесах, демонстрирующие хобби своих владельцев. На выставке в Академии дизайна можно было увидеть мобильный столик для изготовления яблочного пирога, вязальную станцию и передвижной салон красоты.

По ту сторону добра и зла Никто – ни врачи, ни дизайнеры – вечной жизни пока не изобрел. Но и те и другие не перестают думать о смерти. Только о разных ее аспектах. Так дизайнер Марк Беркерс задумался о том, почему бы не организовать похоронные услуги по такому же принципу, как существуют дешевые авиаперевозки бюджетных авиалиний. Он разработал концепт EasyFuneral, абсолютно прозрачного и понятного сервиса с простым и ясным каталогом.

Совершенно иной сервис предложил Ate Sens (Технический университет Эйндховена): онлайн-платформу, на которой скорбящие по утрате близкого смогут совместно "работать" над созданием трехмерного образа умершего человека. По мнению автора, Ex Nihilo Memorials поможет людям, активно живущим в социальных сетях, пережить горе. Другим, не настолько сильно связанным с виртуальным миром, можно будет выразить скорбь и увековечить память старым материальным способом. На этом же портале можно будет заказать в любом предпочитаемом материале 3D Print созданного изображения.

Текст: Елена Невердовски