neizvestnye-peredvizhniki-grafika-vtoroj-poloviny-xix-veka-v-tretyakovskoj-galeree
События

“Неизвестные передвижники. Графика второй половины XIX века” в Третьяковской галерее

29 Ноября 2019 - 17 Мая 2020.
Москва

250 рабочих эскизов, этюдов и авторских копий из запасников Третьяковки.

AD Magazine

Кураторы подчеркивают, что идея показать “лабораторию художника”, то есть подготовительные этюды и эскизы к картинам, возникла именно в недрах передвижничества. На выставке таких “подготовительных штудий” Репин показал около пятидесяти своих работ высочайшего качества, в результате чего графика, которая до этого считалась исключительно рабочим материалом, стала восприниматься публикой как самостоятельное произведение искусства.

“Неизвестные передвижники. Графика второй половины XIX века” в Третьяковской галерее - фото 1
В. Е. Маковский. Казначейство в день раздачи пенсии. 1876. Эскиз одноименной картины. Бумага, акварель, графитный карандаш. Государственная Третьяковская галерея.

Отобранная для экспозиции графика отражает тематику передвижных художественных выставок. Особым спросом у публики пользовались жанровые сюжеты, картины-сценки, зарисовки из жизни. Протестная, бунтарская нота проявляла себя в композициях на исторические темы. Художники выбирали поворотные, трагические эпизоды прошлого страны — Смутное время, стрелецкие бунты, пугачевское восстание.

“Неизвестные передвижники. Графика второй половины XIX века” в Третьяковской галерее - фото 2
В. И. Суриков. Римский карнавал. 1884. Бумага, акварель. Государственная Третьяковская галерея.
“Неизвестные передвижники. Графика второй половины XIX века” в Третьяковской галерее - фото 3
В. Д. Поленов. Среди учителей. Эскиз одноименной картины. Бумага, акварель, графитный карандаш. Государственная Третьяковская галерея.

Эскизы к портретам и пейзажам более редки, хотя именно портреты и пейзажи составляли основную массу работ на выставках передвижников. Художники часто находили натурщиков в своем ближайшем окружении, поэтому натурные этюды — это еще и своеобразная портретная галерея.

“Неизвестные передвижники. Графика второй половины XIX века” в Третьяковской галерее - фото 4
И. И. Левитан. Цветущий сад. Середина 1890-х. Бумага наждачная на картоне, пастель. Государственная Третьяковская галерея.

Художник Молотов позировал Репину для картины “Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве”, писатель В. М. Гаршин — для фигуры главного героя в произведении “Не ждали”. Мать Серова стала моделью для царевны Софьи в работе “Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году”. Васнецов писал Алешу Поповича в своих “Богатырях” с Василия Поленова.

“Неизвестные передвижники. Графика второй половины XIX века” в Третьяковской галерее - фото 5
С. В. Иванов. Приезд иностранцев в Москву XVII столетия. Эскиз одноименной картины. 1901. Бумага, уголь, акварель, белила. Государственная Третьяковская галерея.

Настоящим раритетом кураторы считают “картинки с выставки” — зарисовки, изображающие публику в экспозиционных залах. Их не так много, и каждая из них — не только художественное произведение, но и документ, рассказывающий об эпохе.

“Неизвестные передвижники. Графика второй половины XIX века” в Третьяковской галерее - фото 6
В. В. Берг. На выставке (XI выставка ТПХВ). 1883. Папье-пелле, тушь, графитный карандаш. Государственная Третьяковская галерея.
“Неизвестные передвижники. Графика второй половины XIX века” в Третьяковской галерее - фото 7
И. Н. Крамской. Помпея. 1876. Бумага, акварель. Государственная Третьяковская галерея.
“Неизвестные передвижники. Графика второй половины XIX века” в Третьяковской галерее - фото 8
И. И. Шишкин. На севере диком. 1890. Бумага серовато-желтая, уголь, белила. Государственная Третьяковская галерея.
“Неизвестные передвижники. Графика второй половины XIX века” в Третьяковской галерее - фото 9
Н. А. Ярошенко. Портрет художника В. М. Максимовича. 1878. Бумага, итальянский карандаш. Государственная Третьяковская галерея.
Читайте также