“Неизвестные передвижники. Графика второй половины XIX века” в Третьяковской галерее

250 рабочих эскизов, этюдов и авторских копий из запасников Третьяковки.
.    XIX

29 НОЯБРЯ 2019 - 17 МАЯ 2020. МОСКВА

Кураторы подчеркивают, что идея показать “лабораторию художника”, то есть подготовительные этюды и эскизы к картинам, возникла именно в недрах передвижничества. На выставке таких “подготовительных штудий” Репин показал около пятидесяти своих работ высочайшего качества, в результате чего графика, которая до этого считалась исключительно рабочим материалом, стала восприниматься публикой как самостоятельное произведение искусства.

В. Е. Маковский. Казначейство в день раздачи пенсии. 1876. Эскиз одноименной картины. Бумага, акварель, графитный карандаш. Государственная Третьяковская галерея.

Отобранная для экспозиции графика отражает тематику передвижных художественных выставок. Особым спросом у публики пользовались жанровые сюжеты, картины-сценки, зарисовки из жизни. Протестная, бунтарская нота проявляла себя в композициях на исторические темы. Художники выбирали поворотные, трагические эпизоды прошлого страны — Смутное время, стрелецкие бунты, пугачевское восстание.

В. И. Суриков. Римский карнавал. 1884. Бумага, акварель. Государственная Третьяковская галерея.

В. Д. Поленов. Среди учителей. Эскиз одноименной картины. Бумага, акварель, графитный карандаш. Государственная Третьяковская галерея.

Эскизы к портретам и пейзажам более редки, хотя именно портреты и пейзажи составляли основную массу работ на выставках передвижников. Художники часто находили натурщиков в своем ближайшем окружении, поэтому натурные этюды — это еще и своеобразная портретная галерея.

И. И. Левитан. Цветущий сад. Середина 1890-х. Бумага наждачная на картоне, пастель. Государственная Третьяковская галерея.

Художник Молотов позировал Репину для картины “Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве”, писатель В. М. Гаршин — для фигуры главного героя в произведении “Не ждали”. Мать Серова стала моделью для царевны Софьи в работе “Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году”. Васнецов писал Алешу Поповича в своих “Богатырях” с Василия Поленова.

С. В. Иванов. Приезд иностранцев в Москву XVII столетия. Эскиз одноименной картины. 1901. Бумага, уголь, акварель, белила. Государственная Третьяковская галерея.

Настоящим раритетом кураторы считают “картинки с выставки” — зарисовки, изображающие публику в экспозиционных залах. Их не так много, и каждая из них — не только художественное произведение, но и документ, рассказывающий об эпохе.

В. В. Берг. На выставке (XI выставка ТПХВ). 1883. Папье-пелле, тушь, графитный карандаш. Государственная Третьяковская галерея.

И. Н. Крамской. Помпея. 1876. Бумага, акварель. Государственная Третьяковская галерея.

И. И. Шишкин. На севере диком. 1890. Бумага серовато-желтая, уголь, белила. Государственная Третьяковская галерея.

Н. А. Ярошенко. Портрет художника В. М. Максимовича. 1878. Бумага, итальянский карандаш. Государственная Третьяковская галерея.

Фото: архив пресс-службы