Незавершенное, обманчивое, сиюминутное: три новые выставки в “Гараже”

В “Гараже” стартовали сразу три проекта, связанных с текущим моментом напрямую, но по-разному.

26 МАРТА 2021 - 1 АВГУСТА 2021. МОСКВА

“Настоящее время, несовершенный вид”

26 марта1 августа

В незавершенности есть особенная прелесть — именно поэтому мы так любим наброски и эскизы, они позволяют нам додумать, домечтать, представить себе воплощенным то, что существует лишь в общих чертах. В “Гараже” достали из архива проекты, которые могли бы воплотиться — но что-то пошло не так. Здесь и проект танцплощадки, которую архитектор Игорь Пяткин предлагал построить на месте “Шестигранника” в Парке Горького, и замысел светозвукового оформления Красной площади Франциско Инфанте-Араны, и план издания каталога “Музея желаний” — коллекции проектных идей женщин-художниц, и не дошедший до завершения проект экспозиции “Меланхолия”, задуманный Петром Белым для петербургского парка около ДК Газа. В фокусе внимания кураторов не только сами проекты, но и причины их отмены.

Франциско Инфанте-Арана у своей модели Московского Кремля, созданной для проекта кинетического освещения башен Кремля и Красной площади. 1968 год. Архив Музея современного искусства “Гараж”, фонд Франциско Инфанте-Араны.

Франциско Инфанте-Арана. Проект-схема кинетического освещения башен Московского Кремля и Красной площади. 1968 год. Эскиз. Архив Музея современного искусства “Гараж”, фонд Франциско Инфанте-Араны.

Мария Овчинникова. Небесные пасхальные яйца. Архитектоника. 1993 год. Коллаж. Архив Музея современного искусства “Гараж”, фонд Наталии Каменецкой.

“Выбирая дистанцию: спекуляции, фейки, прогнозы в эпоху коронацена”

26 марта1 августа

Во время первого локдауна “Гараж” объявил open call: предложил художникам выразить свое отношение к происходящему, рассматривая понятие “спекуляция” в широком философском смысле. То есть как отвлеченное рассуждение на заданную тему. Из тысячи с лишним заявок было отобрано тридцать три, в том числе одиннадцать групповых. И теперь можно увидеть, как представлялось будущее (в том числе уже переросшее в настоящее) весной прошлого года. Выставка предъявляет широкий спектр прогнозов, прозрений и сценариев — абсурдных, фантастических, визионерских и пугающе реалистичных. Передвигаться по ней предлагается по четко выстроенному маршруту, как в компьютерной игре. По замыслу бюро “Новое”, разработавшему эту навигацию, зритель должен пережить посещение выставки как приключение.

Genda Fluid. Soul piercing Aura kissing Mind blowing. 2020 год. Эскиз инсталляции. Предоставлено художником.

Вид экспозиции выставки Никиты Селезнева “Карате-поэзия». MYTH Gallery, Санкт-Петербург, 2020 год. Фото: Владимир Абих. Предоставлено художником.

МишМаш. Конструктор для Дэвида Юма. 2020 год. Фрагмент инсталляции. Предоставлено художниками.

“Невидимый звук”

26 марта2 мая

Первая персональная выставка Давида Кларбаута открывает цикл, в рамках которого “Гараж” будет показывать работы художников, работающих с кино и видео. “Невидимый звук” объединяет работы, в которых звук является центральным событием, и при желании мы можем его услышать — или представить. “Фрагменты счастливого мгновения” (2007) и “Фрагменты счастливого мгновения. Алжир” (2008) запечатлели секунду игры в мяч. “Тихий берег” (2011) — это серия сцен на пляже, зафиксированных в момент громкого всплеска воды. Действие “Конфетти” (2015–2018) происходит на торжественном приеме в момент взрыва петард.

Давид Кларбаут. Фрагменты счастливого мгновения. Алжир. 2008 год. Одноканальная черно-белая видеопроекция, стереозвук. 37 мин. Предоставлено студией Давида Кларбаута © David Claerbout

Давид Кларбаут. Фрагменты счастливого мгновения. 2007 год. Одноканальная черно-белая видеопроекция, стереозвук. 25 мин. 57 сек.Предоставлено студией Давида Кларбаута © David Claerbout

Давид Кларбаут. Конфетти. 2015–2018 годы. Двухканальная цветная видеопроекция, 3D-анимация, без звука. 18 мин. 25 сек. Предоставлено студией Давида Кларбаута © David Claerbout

Фото: архив пресс-службы