“Объекты желания”: выставка в Музее дизайна Vitra

Сюрреалистические творения Гаэ Ауленти, Акилле Кастильони, Ле Корбюзье, Инго Маурера, Константина Грчича и других дизайнеров.
Vitra

28 СЕНТЯБРЯ 2019 - 22 ЯНВАРЯ 2020. ВАЙЛЬ-НА-РЕЙНЕ

Название выставки взято из последнего фильма Луиса Бунюэля “Этот смутный объект желания”, герой которого влюблен в то, чего на самом деле не существует, и переходит из одной абсурдной ситуации в другую. Сюрреализм стал одним из самых популярных течений в искусстве XX века и оказал влияние не только на театр и кино, но и на дизайн. В Музее дизайна Vitra решили сделать это влияние объектом исследования: выставка сопоставляет сюрреалистические произведения искусства и творения дизайнеров, выявляя параллели и перекрестные ссылки между ними.

Ив Танги. La splendeur semblable. 1930. Kunstmuseum Basel. Фото: Martin P. Bühler, работа принадлежит Yves Tanguy: © VG Bild-Kunst, Bonn 2019

Ряд дизайнерских объектов, созданных под влиянием сюрреалистических идей, открывают работы 1930-х годов, например стол Traccia Мерет Оппенгейм (1939), и парижский пентхаус, который Ле Корбюзье спроектировал для Карлоса де Бистеги (1929–1931), одного из крупных коллекционеров сюрреалистического искусства.

Пентхаус Карлоса де Бистеги, спроектированный Ле Корбюзье (опубликовано в Plaisir de France, Март 1936), Париж, 1929–1931. © Vitra Design Museum, работа принадлежит Ле Корбюзье: © F.L.C/VG Bild-Kunst, Bonn 2019

Стол Traccia по проекту Мерета Оппенгейма, 1939. © Vitra Design Museum. Фото: Andreas Sütterlin, работа принадлежит Мерету Оппенгейму. © VG Bild-Kunst, Bonn 2019

В конце тридцатых это влияние перебралось через Атлантику — вместе с художниками, вынужденными бежать от преследований нацистов. В 1942 году Фридрих Кислер представил сюрреалистические пространственные концепции в проекте интерьера для галереи Пегги Гуггенхайм Art of This Century на Манхэттене. Биоморфные формы разработанной Кислером мебели предвосхитили органический язык послевоенного американского дизайна.

Пегги Гуггенхайм в своей галерее Art of This Century на мебели, спроектированной Фридрихом Кислером, октябрь 1942. © Picture Alliance/Associated Press. Фото: Tom Fitzsimmons

Второй раздел выставки показывает, как происходило “перекрестное опыление” между искусством и дизайном. После 1945 года многие итальянские дизайнеры обратились к стратегиям, которые использовали сюрреалисты, в частности Акилле Кастильони, чьи проекты часто основаны на приемах реди-мейда. В свою очередь, сюрреалисты Ман Рэй и Роберто Матта в 1960-х и 1970-х использовали возможности новых пластиков для воплощения сюрреалистических мотивов в скульптурных объектах для сидения.

Роберто Матта, MAgriTTA, 1970. © Vitra Design Museum. Фото: Jürgen Hans. © VG Bild-Kunst, Bonn 2019

Ман Рэй, Cadeau/Audace, 1921 (1974). © Vitra Design Museum. Фото: Andreas Sütterlin. Работа принадлежит Ману Рэю. © Man Ray Trust, Paris/VG Bild-Kunst, Bonn 2019

Деконтекстуализация и отстранение остаются продуктивными методами и в наши дни: примером могут служить Horse Lamp группы Front (2006) и Coathangerbrush (1992) Константина Грчича, навеянные реди-мейдами Марселя Дюшана.

Константин Грчич, Coathangerbrush (Reedition für Muji), 2002. Работа принадлежит Ryohin Keikaku Co., Ltd.

Группа Front, Horse Lamp, 2006. © Vitra Design Museum. Фото: Andreas Sütterlin

Третья часть выставки демонстрирует, как проявили себя в дизайне темы эротики и сексуальности — от чувственных интерьеров Карло Моллино или дивана “Губы Мэй Уэст” Сальвадора Дали (1938), который позднее был переосмыслен Studio65 в их знаменитом диване Bocca (1970), до объектов Гаэтано Пеше, Мартена Бааса и Studio Wieki Somers.

Сальвадор Дали. Лицо Мэй Уэст, использованное в качестве сюрреалистической комнаты. 1934–1935. © bpk/The Art Institute of Chicago/Art Resource, NY © Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí/VG Bild-Kunst, Bonn 2019

Studio65, Bocca, 1970. © Vitra Design Museum. Фото: Jürgen Hans

Студия Wieki Somers, High Tea Pot, 2003. © Vitra Design Museum. Фото: Andreas Sütterlin

Завершающий раздел посвящен иррациональному: тому, что можно увидеть в кошмарном сне и превратить в дизайнерский объект, который станет объектом желания сотен тысяч человек. Ярким примером служит объект для сидения Pools & Pouf! Роберта Стадлера (2004), напоминающий классический честерфилдовский диван, который “плавится”, как предметы на картинах Дали. По тому же принципу созданы “взрывающийся” светильник Porca Miseria! Инго Маурера (1994) и гибрид стола и лампы Cocoon 8 Начо Карбонелла (2015).

Инго Маурер, светильник Miseria!, 1994. Работа принадлежит Audrey Large and Nilufar. © Ingo Maurer GmbH, München

Начо Карбонелл, стол Cocoon 8, 2015. Работа принадлежит Carpenters Workshop Gallery.

Сальвадор Дали, Flying Giant Demi-Tasse with Incomprehensible Appendage Five Metres Long, 1944–1945. © akg-images © Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí/VG Bild-Kunst, Bonn 2019

Фото: архив пресс-службы