28 СЕНТЯБРЯ 2019 - 22 ЯНВАРЯ 2020. ВАЙЛЬ-НА-РЕЙНЕ
Название выставки взято из последнего фильма Луиса Бунюэля “Этот смутный объект желания”, герой которого влюблен в то, чего на самом деле не существует, и переходит из одной абсурдной ситуации в другую. Сюрреализм стал одним из самых популярных течений в искусстве XX века и оказал влияние не только на театр и кино, но и на дизайн. В Музее дизайна Vitra решили сделать это влияние объектом исследования: выставка сопоставляет сюрреалистические произведения искусства и творения дизайнеров, выявляя параллели и перекрестные ссылки между ними.
Ряд дизайнерских объектов, созданных под влиянием сюрреалистических идей, открывают работы 1930-х годов, например стол Traccia Мерет Оппенгейм (1939), и парижский пентхаус, который Ле Корбюзье спроектировал для Карлоса де Бистеги (1929–1931), одного из крупных коллекционеров сюрреалистического искусства.
В конце тридцатых это влияние перебралось через Атлантику — вместе с художниками, вынужденными бежать от преследований нацистов. В 1942 году Фридрих Кислер представил сюрреалистические пространственные концепции в проекте интерьера для галереи Пегги Гуггенхайм Art of This Century на Манхэттене. Биоморфные формы разработанной Кислером мебели предвосхитили органический язык послевоенного американского дизайна.
Второй раздел выставки показывает, как происходило “перекрестное опыление” между искусством и дизайном. После 1945 года многие итальянские дизайнеры обратились к стратегиям, которые использовали сюрреалисты, в частности Акилле Кастильони, чьи проекты часто основаны на приемах реди-мейда. В свою очередь, сюрреалисты Ман Рэй и Роберто Матта в 1960-х и 1970-х использовали возможности новых пластиков для воплощения сюрреалистических мотивов в скульптурных объектах для сидения.
Деконтекстуализация и отстранение остаются продуктивными методами и в наши дни: примером могут служить Horse Lamp группы Front (2006) и Coathangerbrush (1992) Константина Грчича, навеянные реди-мейдами Марселя Дюшана.
Третья часть выставки демонстрирует, как проявили себя в дизайне темы эротики и сексуальности — от чувственных интерьеров Карло Моллино или дивана “Губы Мэй Уэст” Сальвадора Дали (1938), который позднее был переосмыслен Studio65 в их знаменитом диване Bocca (1970), до объектов Гаэтано Пеше, Мартена Бааса и Studio Wieki Somers.
Завершающий раздел посвящен иррациональному: тому, что можно увидеть в кошмарном сне и превратить в дизайнерский объект, который станет объектом желания сотен тысяч человек. Ярким примером служит объект для сидения Pools & Pouf! Роберта Стадлера (2004), напоминающий классический честерфилдовский диван, который “плавится”, как предметы на картинах Дали. По тому же принципу созданы “взрывающийся” светильник Porca Miseria! Инго Маурера (1994) и гибрид стола и лампы Cocoon 8 Начо Карбонелла (2015).
Фото: архив пресс-службы