“Объекты желания”: выставка в Музее дизайна Vitra

Сюрреалистические творения Гаэ Ауленти, Акилле Кастильони, Ле Корбюзье, Инго Маурера, Константина Грчича и других дизайнеров.
“Объекты желания” выставка в Музее дизайна Vitra

28 СЕНТЯБРЯ 2019 - 22 ЯНВАРЯ 2020. ВАЙЛЬ-НА-РЕЙНЕ

Название выставки взято из последнего фильма Луиса Бунюэля “Этот смутный объект желания”, герой которого влюблен в то, чего на самом деле не существует, и переходит из одной абсурдной ситуации в другую. Сюрреализм стал одним из самых популярных течений в искусстве XX века и оказал влияние не только на театр и кино, но и на дизайн. В Музее дизайна Vitra решили сделать это влияние объектом исследования: выставка сопоставляет сюрреалистические произведения искусства и творения дизайнеров, выявляя параллели и перекрестные ссылки между ними.

Ив Танги. La splendeur semblable. 1930. Kunstmuseum Basel. Фото Martin P. Bühler работа принадлежит Yves Tanguy © VG...

Ив Танги. La splendeur semblable. 1930. Kunstmuseum Basel. Фото: Martin P. Bühler, работа принадлежит Yves Tanguy: © VG Bild-Kunst, Bonn 2019

Ряд дизайнерских объектов, созданных под влиянием сюрреалистических идей, открывают работы 1930-х годов, например стол Traccia Мерет Оппенгейм (1939), и парижский пентхаус, который Ле Корбюзье спроектировал для Карлоса де Бистеги (1929–1931), одного из крупных коллекционеров сюрреалистического искусства.

Пентхаус Карлоса де Бистеги спроектированный Ле Корбюзье  Париж 19291931. © Vitra Design Museum работа принадлежит Ле...

Пентхаус Карлоса де Бистеги, спроектированный Ле Корбюзье (опубликовано в Plaisir de France, Март 1936), Париж, 1929–1931. © Vitra Design Museum, работа принадлежит Ле Корбюзье: © F.L.C/VG Bild-Kunst, Bonn 2019

Стол Traccia по проекту Мерета Оппенгейма 1939. © Vitra Design Museum. Фото Andreas Sütterlin работа принадлежит Мерету...

Стол Traccia по проекту Мерета Оппенгейма, 1939. © Vitra Design Museum. Фото: Andreas Sütterlin, работа принадлежит Мерету Оппенгейму. © VG Bild-Kunst, Bonn 2019

В конце тридцатых это влияние перебралось через Атлантику — вместе с художниками, вынужденными бежать от преследований нацистов. В 1942 году Фридрих Кислер представил сюрреалистические пространственные концепции в проекте интерьера для галереи Пегги Гуггенхайм Art of This Century на Манхэттене. Биоморфные формы разработанной Кислером мебели предвосхитили органический язык послевоенного американского дизайна.

Пегги Гуггенхайм в своей галерее Art of This Century на мебели спроектированной Фридрихом Кислером октябрь 1942. ©...

Пегги Гуггенхайм в своей галерее Art of This Century на мебели, спроектированной Фридрихом Кислером, октябрь 1942. © Picture Alliance/Associated Press. Фото: Tom Fitzsimmons

Второй раздел выставки показывает, как происходило “перекрестное опыление” между искусством и дизайном. После 1945 года многие итальянские дизайнеры обратились к стратегиям, которые использовали сюрреалисты, в частности Акилле Кастильони, чьи проекты часто основаны на приемах реди-мейда. В свою очередь, сюрреалисты Ман Рэй и Роберто Матта в 1960-х и 1970-х использовали возможности новых пластиков для воплощения сюрреалистических мотивов в скульптурных объектах для сидения.

Роберто Матта MAgriTTA 1970. © Vitra Design Museum. Фото Jürgen Hans. © VG BildKunst Bonn 2019

Роберто Матта, MAgriTTA, 1970. © Vitra Design Museum. Фото: Jürgen Hans. © VG Bild-Kunst, Bonn 2019

Ман Рэй CadeauAudace 1921 . © Vitra Design Museum. Фото Andreas Sütterlin. Работа принадлежит Ману Рэю. © Man Ray Trust...

Ман Рэй, Cadeau/Audace, 1921 (1974). © Vitra Design Museum. Фото: Andreas Sütterlin. Работа принадлежит Ману Рэю. © Man Ray Trust, Paris/VG Bild-Kunst, Bonn 2019

Деконтекстуализация и отстранение остаются продуктивными методами и в наши дни: примером могут служить Horse Lamp группы Front (2006) и Coathangerbrush (1992) Константина Грчича, навеянные реди-мейдами Марселя Дюшана.

Константин Грчич Coathangerbrush  2002. Работа принадлежит Ryohin Keikaku Co. Ltd.

Константин Грчич, Coathangerbrush (Reedition für Muji), 2002. Работа принадлежит Ryohin Keikaku Co., Ltd.

Группа Front Horse Lamp 2006. © Vitra Design Museum. Фото Andreas Sütterlin

Группа Front, Horse Lamp, 2006. © Vitra Design Museum. Фото: Andreas Sütterlin

Третья часть выставки демонстрирует, как проявили себя в дизайне темы эротики и сексуальности — от чувственных интерьеров Карло Моллино или дивана “Губы Мэй Уэст” Сальвадора Дали (1938), который позднее был переосмыслен Studio65 в их знаменитом диване Bocca (1970), до объектов Гаэтано Пеше, Мартена Бааса и Studio Wieki Somers.

Сальвадор Дали. Лицо Мэй Уэст использованное в качестве сюрреалистической комнаты. 19341935. © bpkThe Art Institute of...

Сальвадор Дали. Лицо Мэй Уэст, использованное в качестве сюрреалистической комнаты. 1934–1935. © bpk/The Art Institute of Chicago/Art Resource, NY © Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí/VG Bild-Kunst, Bonn 2019

Studio65 Bocca 1970. © Vitra Design Museum. Фото Jürgen Hans

Studio65, Bocca, 1970. © Vitra Design Museum. Фото: Jürgen Hans

Студия Wieki Somers High Tea Pot 2003. © Vitra Design Museum. Фото Andreas Sütterlin

Студия Wieki Somers, High Tea Pot, 2003. © Vitra Design Museum. Фото: Andreas Sütterlin

Завершающий раздел посвящен иррациональному: тому, что можно увидеть в кошмарном сне и превратить в дизайнерский объект, который станет объектом желания сотен тысяч человек. Ярким примером служит объект для сидения Pools & Pouf! Роберта Стадлера (2004), напоминающий классический честерфилдовский диван, который “плавится”, как предметы на картинах Дали. По тому же принципу созданы “взрывающийся” светильник Porca Miseria! Инго Маурера (1994) и гибрид стола и лампы Cocoon 8 Начо Карбонелла (2015).

Инго Маурер светильник Miseria 1994. Работа принадлежит Audrey Large and Nilufar. © Ingo Maurer GmbH München

Инго Маурер, светильник Miseria!, 1994. Работа принадлежит Audrey Large and Nilufar. © Ingo Maurer GmbH, München

Начо Карбонелл стол Cocoon 8 2015. Работа принадлежит Carpenters Workshop Gallery.

Начо Карбонелл, стол Cocoon 8, 2015. Работа принадлежит Carpenters Workshop Gallery.

Сальвадор Дали Flying Giant DemiTasse with Incomprehensible Appendage Five Metres Long 19441945. © akgimages © Salvador...

Сальвадор Дали, Flying Giant Demi-Tasse with Incomprehensible Appendage Five Metres Long, 1944–1945. © akg-images © Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí/VG Bild-Kunst, Bonn 2019

Фото: архив пресс-службы