В названии выставки Бориса Мессерера в доме Островского — цитата из стихотворения Булата Окуджавы. Выставка называется “Меж домом графа Аракчеева и домом Дельвига, барона. Санкт-Петербург. Белые ночи. Пейзажи”.
Московский художник, Мессерер свои отношения с Санкт-Петербургом считает “страстью”. Она началась в середине пятидесятых — первые петербургские пейзажи, написанные акварелью в 1955 году, открывают эту выставку. Продолжением стало рисование углем улиц и набережных Ленинграда в 1960–1970-х годах с бесконечным поиском видовых точек, разных ракурсов и горизонтов. Графический период сменился живописным и продолжается по сегодняшний день — это работы на холстах, в том числе большого размера, при которых очень видна динамика рисунка, его сотворение.
В своей страсти к Петербургу художник вспоминал и людей, связанных с этим городом, — делал посвящения великим поэтам, жившим в нем или бывавшим. Эти работы выполнены на основе ранних пейзажей: портреты поэтов добавлены в них позже, в 2010–2015 годах.
Многие замечали, что живопись и графика Бориса Мессерера сродни театру: будучи знаменитым сценографом, разработавшим художественное решение более 150 спектаклей, он много лет работал над воплощением идеи синтеза искусств. Петербург, по точному замечанию литературоведа Андрея Арьева, в его работах тоже смотрится как сцена — мировая сцена для некоего спектакля.