“По следам “Поп-механики”: выставка в ММОМА

Выставка, посвященная Сергею Курехину, одному из главных петербургских героев конца прошлого века, композитору, пианисту, организатору легендарных концертов “Поп-механики”, которому в этом году исполнилось бы 65.
“По следам “Попмеханики” выставка в ММОМА посвященная Сергею Курехину

18 ИЮЛЯ 2019 - 18 АВГУСТА 2019. МОСКВА

Борис Гребенщиков сказал как-то, что Сергей Курехин был взрывом, который сбивал координаты огромного количества людей. Стоит вспомнить хотя бы его знаменитую мистификацию “Ленин-гриб”: часовое интервью тележурналисту Сергею Шолохову, во время которого Курехин абсолютно серьезно доказывал, что вся революционная деятельность Ленина была следствием его неумеренного употребления галлюциногенных грибов.

Кирилл Кипятков. “Утро на Красной площади”. Холст, акрил, светоотражающие материалы. 2017.

Вся страна, затаив дыхание, слушала рассуждения музыканта, подкрепленные “научными” доводами его друзей-ученых и черно-белыми кадрами кинохроники. Многие приняли эту историю всерьез: начало 1990-х было временем разоблачений, которые и пародировал Курехин. В Ленинградский обком потянулись делегации старых большевиков, требовавших от партии официального ответа: был Ленин грибом или нет?

Анна Ротаенко. Never Me. Видеодокументация акции. 2015.

Выступления “Поп-механики”, окруженные фантастическими слухами, были такой же провокацией. “Большой торжественный концерт, посвященный Дню милиции, в котором “Соловей” Алябьева исполняется одновременно с выступлением ансамбля песни и пляски КГБ, а Кола Бельды поет “Увезу тебя я в тундру” в сопровождении группы “Кино”, пионеры-горнисты отдают салют гигантской раскрашенной пенопластовой “Венере Милосской”, Тимур Новиков и Африка представляют “традиционную русскую забаву — битву динозавра со змеей”, — вспоминал об одном из концертов музыкант Сергей Летов. Сам Курехин говорил, что “Поп-механика” — это не группа, а образ мышления.

Софья Асташова. “Любовь моя Ана”. Инсталляция. 2017.

На выставке в Образовательном центре ММОМА зрители увидят уникальные архивные материалы, афиши, пластинки, костюмы и фотографии из коллекции Центра современного искусства Сергея Курехина и ММОМА, а также из частных собраний. Экспозиция поделена на несколько зон по принципу “от коллажа к монтажу”. К центральному разделу “Поп-механика на сцене” примыкают выставки-спутники: “Ленин-гриб”, посвященная самому известному медиавирусу времен перестройки; “Дорогой Джон Кейдж” — о встрече с Кейджем и коллективном перформансе “Водная симфония” (1988); “Центр космических исследований” — еще одна структура, созданная Курехиным.

Группа Рой (Анна Бутенко, Антонина Горбенко, Варвара Гранкова, Люба Саутина, Виктория Хренова). “Мерки”, видео. 2019.

В экспозицию войдут работы его современников, представителей ленинградского андеграунда 70–80-х годов: декорации, коллективно расписанные “Новыми художниками” во время перформансов “Поп-механики”, реконструкция первого российского футуристического синтезатора “Утюгона”, сделанная Олегом Котельниковым и Иваном Сотниковым, картины, объекты и анимация Олега Котельникова, Ивана Сотникова, Тимура Новикова, Сергея Бугаева Африки, Георгия Гурьянова, Виктора Цоя, Андрея Крисанова, Инала Савченкова и школы “Инженеры искусств”, Олега Маслова и Виктора Кузнецова, Владислава Мамышева-Монро, костюмы Сергея Чернова и неоакадемистов, редчайшие фотографии и видеозаписи “Поп-механики” и группы “Кино”, принимавшей активное участие в перформансах Курехина.

Анастасия Ковалева. “Симуляция красоты .Четыре портрета моих комплексов. Ногти”. Фотография: Полина Стадник. Скан с цветного негатива. Цифровая печать, 2019.

Фото: архив пресс-службы