preodolenie-iskusstva-vystavka-v-mmoma
События

“Преодоление искусства”: выставка в ММОМА

1 Мая 2019 - 23 Июня 2019.
Москва

События 1968 года во Франции глазами художников.

AD Magazine

Московский музей современного искусства при поддержке Французского института при посольстве Франции представит выставку “Преодоление искусства”, вторую часть проекта, посвященного переосмыслению событий мая 1968 года в Париже.

“Преодоление искусства”: выставка в ММОМА - фото 1
Жерар Фроманже. Французский флаг (Красное). 1968.

На выставке будут представлены афиши 1968 года, журналы и издания, ставшие знаковыми для современного искусства, такие как легендарные ROBO и Opus International, интерактивные инсталляции Хулио Ле Парка и Ивараля, а также работы художников, никогда ранее не выставлявшихся в России: Жерара Фроманже, Исидора Изу, Жиля Вольмана, Даниэля Бюрена.

“Преодоление искусства”: выставка в ММОМА - фото 2
Даниэль Бюрен. Дикое афиширование. Фотография Бернара Бойера, 1968.

Название выставки “Преодоление искусства” отсылает к одному из пяти слоганов Ги Дебора, представленных в виде пяти холстов на выставке в 1963 году в Дании, где вместо изображения — текст. Спустя пять лет граффити с этими директивами появились на стенах Парижа.

“Преодоление искусства”: выставка в ММОМА - фото 3
GRAV (“Группа визуальных исследований”). Акция “День на улице”, 19 апреля 1966 года. Фотография.

Главной идеей документов этой эпохи стало соединение искусства и политики на всех стадиях развития. Именно в эти годы художники начинают выходить на улицы, а Жерар Фроманже, один из основателей знаменитого “Народного ателье афиш”, выдувает свое “Дыхание” из красного пластика альтугласа и выходит вместе с ним на улицы и площади Парижа. За эти скульптуры он и его сообщники — режиссер Жан-Люк Годар и актер Пьер Клеманти — были задержаны. На выставке в ММОМА можно будет увидеть легендарные красные сферы Фроманже, а также фотодокументацию демонстраций с их участием в 1968 году.

“Преодоление искусства”: выставка в ММОМА - фото 4
Инсталляция Жерара Фроманже “Дыхание”.

Желание “преодолеть” искусство, подвергнуть радикальной критике все привычные его характеристики возникает гораздо раньше, еще в леттризме Исидора Изу. Леттристы считали необходимым деконструировать искусство и язык в его простейшей форме: буквы, символы и звуки. Среди работ, представленных в ММОМА, иллюстрации к эротическому роману Изу “Посвящение в высшее сладострастие”, а также гиперграфические картины, написанные при помощи разнообразных символов, комиксов, рисунков.

“Преодоление искусства”: выставка в ММОМА - фото 5
Хэппенинг Жан-Жака Лебеля, Аллана Капроу и студентов школы искусств Тайнаня. Тайвань, 1990.

Значительная часть выставки посвящена ключевой фигуре леттристского движения Жилю Вольману. Здесь представлен самый известный пример леттристского киноманифеста “Антиконцепт” (1951), звуковая дорожка которого состоит исключительно из фонетической поэзии Вольмана. Затем следуют произведения в стиле скотч-арт, а также работы, связанные с “разделением”, которое придумал Вольман в 1977 году. В поисках простоты (“чем проще, тем прекраснее”, — говорил он) он делил объекты на две части.

“Преодоление искусства”: выставка в ММОМА - фото 6
Жиль Вольман. Хаос (Разделение). 1977.
“Преодоление искусства”: выставка в ММОМА - фото 7
Жиль Вольман. Манифест Коммунистической партии.

Все способы выражения в 1960-е годы бросали вызов традиционным представлениям об искусстве. Так, французский художник-концептуалист Даниэль Бюрен считал, что произведения искусства могут существовать лишь в определенном контексте и обязательно с учетом места, где они будут демонстрироваться. Основной пластической составляющей его творчества являются чередующиеся белые и цветные полоски равной ширины. За эту необычную творческую стратегию поклонники прозвали француза “любителем полосок”. Фотографии его экспериментов с пространством и оптической иллюзией также будут представлены на выставке.

“Преодоление искусства”: выставка в ММОМА - фото 8
Даниэль Бюрен. Дикое афиширование. Фотография Бернара Бойера, 1968.

И наконец, искусство не только выходит на улицы, но и приглашает зрителей к действию, как в интерактивных объектах движения GRAV, Хулио Ле Парка, Ивараля и других художников. На выставке представлены объекты, вынесенные художниками на улицы Парижа 19 апреля 1966 года. Среди них инсталляция Хулио Ле Парка “Нестабильный пол”, где зрителю предстоит пройти по ряду подвижных блоков и попытаться достать надувной резиновый шар, свисающий с потолка.

“Преодоление искусства”: выставка в ММОМА - фото 9
Инсталляция Хулио Ле Парка “Нестабильный пол”.

Проект в ММОМА покажет, как развивались поэтические и художественные практики, и позволит еще раз обратиться к 1968 году на примере реальных работ, ставших “очевидцами” этих событий.

Читайте также