Альберт Эйнштейн, которого одна из многочисленных посетительниц попросила объяснить ей теорию относительности, ответил: “Ну вот представьте себе юношу, который ждет свою девушку на свидании. Десять минут пролетят для него, как миг. И те же десять минут показались бы ему вечностью, если бы он сидел на раскаленной сковородке”. Возможно, это всего лишь анекдот, но ожидание действительно переносится по-разному в зависимости от контекста и внутреннего состояния ожидающего.
Московский музей современного искусства и Музей Вадима Сидура представляют международную выставку, для которой восемь художников из России, Литвы, Польши и Израиля поделились своими мыслями и чувствами на эту тему.
Бермет Борубаева и Полина Никитина напоминают зрителю о социальной незащищенности и бесправии, с которыми сталкиваются работники-мигранты, чей невидимый труд сокращает наше время ожидания (“Я. Еда”, 2019).
Милда Янушевичюте рассказывает о том, как необходимость ждать, распространенная в медицинских практиках и связанная с длительным лечением, порождает феномен ложной надежды (“Надеюсь, у тебя все хорошо”, видео, 2018), а Юлия Косульникова — об ощущениях пациента, который находится в ожидании “выздоровления”.
Для Екатерины Шелгановой утомительное ожидание на остановке превращается в опыт контакта со своим внутренним миром (“Позы ожидания”, 2018, Екатерина Шелганова), для Юзефа Робаковского — методом документально-исторической фиксации социальных и политических изменений в стране (“Из моего окна”, 1978–1999, Юзеф Робаковский).
Один из проектов ускользает за временные рамки выставки и предлагает зрителю приобрести новый опыт ожидания прямо здесь и сейчас — это аудиоработа, связанная с особенностями Перово, где и находится Музей Вадима Сидура. Ее можно будет услышать только в сентябре (“Примерное время ожидания”, 2019, Ротем Волк и Алиса Олева).