“Пятая волна”: совместная выставка Музея архитектуры им. Щусева и “Гаража”

Участник 1-й Триеннале художник Иван Новиков знакомит российскую общественность с одиннадцатью соотечественниками, которые сейчас живут и творят за границей. И это, пожалуй, единственное, что объединяет их работы.
.

15 АПРЕЛЯ 2021 - 6 ИЮНЯ 2021. МОСКВА

Название выставки невольно вешает на каждого из представленных художников ярлык эмигранта. Оговоримся сразу, что многие из них вовсе не определяют себя таковыми и даже считают этот термин “наследием эпохи железного занавеса”, однако в силу сегодняшних обстоятельств, когда границы между странами все еще закрыты или закрываются снова, а музеи и культурные центры перестают работать на неопределенный срок, этот невидимый барьер ощущается вновь. Творчество покинувших Россию художников оказывается вне поля зрения российской аудитории, и, чтобы исправить это, была организована выставка “Пятая волна”.

Иван Мурзин. “Выставка 1: Кто кого отражает”. 2021. Дибонд, цифровая печать.

Представленных художников всего одиннадцать: Александра Аникина, Наталья Грезина, Ольга Гротова, Евгений Дедов, Елизавета Коновалова, Маргарита Максимова, Ангелина Меренкова, Иван Мурзин, Яна Сметанина, Игорь Шуклин, Katya Ev (Екатерина Васильева). Они различаются по возрасту, по стилям, по формам выражения творчества. Кто-то обращается к воспоминаниям, как, например, Александра Аникина. Ее работа проникнута личной историей, которая находит свое отражение в видео с родовым домом в деревне Чичево. А Наталья Грезина старается вместить в свои произведения культурную память целого региона — родного для художницы Севастополя.

Александра Аникина. “Информационное поле”. 2017–2021. Двухканальное видео. 24 мин.

Наталья Грезина. “Письма для Наташи”. 2020–2021. Полиэтилен, нитки, бусины, различные природные материалы.

Кто-то сознательно или бессознательно избегает мотивы России в своем творчестве и затрагивает глобальные и актуальные на сегодня темы. Ангелина Меренкова превращает привычные образы и продукты массовой культуры в сюрреалистические инсталляции, а Яна Сметанина показывает обратную сторону телесных “несовершенств” в проекте с аналогичным названием.

Ангелина Меренкова. “Пикачу”. 2017. Металл, пластик, вода. На фоне — “Ограждение” и “Фигура отца”, все 2017 год.

Яна Сметанина. “Анна. Союз узлов и камней”. Из проекта “Несовершенства”, 2019–2021. Холст, масло.

Увидеть остальные работы и наладить “мосты” с художниками можно с 15 апреля по 6 июня в Музее архитектуры им. Щусева.

Фото: Архив пресс-службы