Культура

Революции посвящается: 9 важных выставок в Москве

Культура
28 Ноября 2017

К столетию русской революции 1917 года московские музеи подготовили обширную программу. Искусство авангарда 1910–1920-х годов, питавшееся революционным пафосом строительства нового мира, поможет прочувствовать и осмыслить переломную эпоху. На разных площадках – выставки, книжные презентации и фильмы в формате VR. Публикуем самый полный гид “революционных” проектов.

cleared(data.content.description)
Эль Лисицкий, “Клином красным бей белых”, 1920. Витебск. Плакат, цветная литография. Российская государственная библиотека.

Амбициозный выставочный проект посвящен самому известному художнику русского авангарда. В экспозиции работы из частных собраний и музеев Саратова, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, шедевры из Эрмитажа, Русского музея и ГМИИ им. Пушкина. Представлена ранняя живопись в духе “Синего всадника”, увлечение кубизмом и футуризмом, новаторский супрематизм и совсем неожиданные работы, такие как “патриотический лубок” (плакаты и открытки, созданные в начале Первой мировой войны) и флакон одеколона “Северный”, разработанный Малевичем в 1910-х годах для “Товарищества “Брокар и Ко”.

cleared(data.content.description)
Слева направо: Казимир Малевич, “Косарь”, 1912, Нижегородский государственный художественный музей; “Дама и рояль”, 1913, Красноярский художественный музей имени В. И. Сурикова.

Яков Чернихов – ключевая фигура архитектурной футурологии 1920-х годов. Его графические фантазии предвосхищают не только формы современной архитектуры, но и саму эстетику цифрового проектирования. На выставке в МУАР собраны основные графические циклы художника: “Эксприматика”, “Аристография”, “Конструкция архитектурных и машинных форм”, “Дворцы коммунизма” и другие. Графику из архива Фонда им. Якова Чернихова, коллекции музея и частных собраний дополняют современные модели, созданные на основе футуристических композиций мастера.

cleared(data.content.description)
Яков Чернихов, композиция 95 из цикла “Архитектурные фантазии. 101 композиция”, 1929-1933. Архив Архитектурного благотворительного фонда им. Якова Чернихова.

Музей на Петровке продолжает показывать собрание Романа Бабичева, одну из самых значительных личных коллекций русского искусства XX века. Вторая часть выставки “Модернизм без манифеста” посвящена ленинградской школе 1920–1950-х годов – явлению, которое широкой публике почти неизвестно. В экспозиции – работы художников, отказавшихся встроиться в художественную систему соцреализма, а потому лишенных любой возможности выставляться. В их работах 1930–1950-х годов живут традиции русского авангарда, восходящие к творчеству Казимира Малевича, Павла Филонова, Кузьмы Петрова-Водкина.

cleared(data.content.description)
Эдуард Криммер, “Две крестьянки”, 1929–1932. Холст, масло. 50 х 50.

Революционный пафос послужил мощнейшим импульсом к расцвету архитектуры авангарда. Проектирование домов-небоскребов, дворцов Советов, рабочих клубов, домов-коммун, фабрик-кухонь соотносилось с идеей созидания человека новой формации. Яркая и смелая эпоха запечатлена в работах братьев Весниных, Ивана Леонидова, Константина Мельникова, Николая Ладовского, Моисея Гинзбурга, братьев Голосовых. Их архитектурную графику покажут в МУАР наряду с архивными документами, фотографиями и видеоматериалами тех лет. Дизайн экспозиции разработан мастерской Тотана Кузембаева.

cleared(data.content.description)
Сверху вниз: жилой дом РЖСКТ “Организатор”, М. И. Мотылёв; проект комбината издательства и газеты “Правда”, 1930-1935, П. А. Голосов.

Часть собрания Николая Харджиева, легендарного коллекционера, которому в 1930-е годы удалось спасти и сохранить множество документальных материалов, связанных с авангардом, выставлена в фонде In Artibus. Рукописи и черновые записи Казимира Малевича и Эля Лисицкого, письма Нины Коган к Петру Митуричу, дневники, наброски, рисунки, автографы – корпус редчайших документов впервые оказался доступен для исследователей и публики (по воле Харджиева, эмигрировавшего в Голландию в 1990-е годы, оставшаяся в России половина собрания была “закрыта” на 25 лет). Сейчас она частично опубликована. Первая книга трехтомника “Архив Н. И. Харджиева. Русский авангард: материалы и документы из собрания РГАЛИ”, подготовленная фондом в сотрудничестве с Государственным архивом литературы и искусства, будет представлена на книжной ярмарке Non/fiction.

cleared(data.content.description)
cleared(data.content.description)

В центре дизайна Artplay предлагают погрузиться в события 1917 года с помощью технологий VR. В течение трех дней здесь показывают серию панорамных видео: восемь постановочных эпизодов перенесут участников интерактивного проекта “Революция 360” во времени и пространстве. В съемках приняли участие известные актеры кино, за кадром звучат голоса Гарика Сукачева и Олега Гармаша. Проект, подготовленный телеканалом RT, сопровождает выставка фотографий – 13 исторических снимков 1917 года, отретушированных современными специалистами. Параллельно в Artplay пройдет и ставшая традицией мультимедийная выставка. На этот раз она посвящена художникам рубежа веков и носит название “Великие модернисты. Революция в искусстве”.

cleared(data.content.description)
Полуразрушенный Малый Николаевский дворец, 1917.

Образовательный проект “Москва глазами инженера” проведет экскурсии по знаменитым памятникам авангарда 1920-х годов. Можно попасть внутрь экспериментального дома Наркомфина, который мыслился как образец нового бытового устройства (обычные квартиры заменены здесь двухуровневыми жилыми ячейками, а жилой корпус дополнен отдельным коммунальным блоком с общей кухней-столовой, спортивным залом, клубной комнатой), и узнать историю клуба Русакова, первого из пяти рабочих клубов, построенных Константином Мельниковым в Москве. Подробное расписание на сайте проекта.

cleared(data.content.description)
Нажмите на фото, чтобы прочитать подробнее о доме. https://admagazine.ru/inter/94103_dom-narkomfina.php
Читайте также