28 мая в Венеции открылась XV Международная архитектурная биеннале. Напомним, что куратором биеннале стал Алехандро Аравена, чилийский архитектор и лауреат Притцкеровской премии 2016. Предложенная им тема – "Репортаж с фронта" (Reporting From The Front): архитектура как поле битвы, но не насмерть, а на качественную и комфортную жизнь в первую очередь для особо уязвимых слоёв населения. Борьба между нуждой и возможностями, модой и "вневременностью", безликостью и оригинальностью. И победителем в этой архитектурной войне должен стать гармоничный союз противников.
По приглашению Аравены российские архитекторы Борис Бернаскони и Александр Бродский представили свои работы на главной экспозиции биеннале. Бернаскони соорудил проект Matrex: трехметровый макет многофункционального здания, в данный момент активно строящегося в Сколково, в вертикальном разрезе.
Инсталляция Александра Бродского "Приют одинокого шахматиста" разместилась в доках Арсенала и представляет собой наклонный деревянный домик, облицованный рубероидом и закреплённый рейками.
На заднем дворе "сарая" – уголок шахматиста: стол и стулья из ржавого металла, а шахматы вылеплены из глины.
Экспозиция в российском павильоне-тереме, построенном в 1914 году легендарным Алексеем Щусевым, в этот раз посвящена ВДНХ: на двух этажах разместились прошлое, настоящее и будущее самого популярного культурного парка в России.
Комиссар: Сергей Михайловский, ректор Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Куратор: Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы. Сокуратор: Екатерина Проничева, генеральный директор ВДНХ.
Нижний уровень павильона превратили в своеобразную крипту: собрание самых знаменитых скульптур ВДНХ, воссозданных в уменьшенных копиях 15 молодыми скульпторами из Москвы и Санкт-Петербурга.
При входе посетителей встречает интерактивная карта ВДНХ и медиапанно с изображением горельефа Евгения Вучетича "Знаменосцу мира советскому народу — слава!". Горельеф считался утерянным, пока в 2014 году его не обнаружили во время реставрации в Центральном павильоне ВДНХ.
Из темного "прошлого" по спиральной лестнице плавно переходим наверх к свету – настоящему, которое показывается на панорамной видеоинсталляции, занявшей весь зал, в том числе и потолок.
Под сюиту "12 месяцев ВДНХ", написанную специально для экспозиции, выходим в белоснежное, ярко освещённое пространство под названием "Кабинет исследователя". Здесь представлены документальные источники – фотографии, рисунки, чертежи, оформленные в книги и фотоальбомы единого дизайна. На стенах кабинета развешаны рисунки Алексея Резвого, студента Российской академии художеств.
Конечная точка маршрута – "Лаборатория будущего": главный и самый важный экспонат выставки, ведь именно здесь решается судьба ВДНХ, придумываются новые идеи и предлагаются всевозможные варианты дальнейшего развития. Одну стену занимает своеобразная материнская плата – схема ВДНХ, на которой можно снимать здания и переставлять их по своему усмотрению, тем самым предлагая свой вариант будущего парка. На другой – видеоинтервью с известными архитекторами и деятелями культуры, которые специально для экспозиции поделились своими размышлениями и советами по развитию ВДНХ.
Торжественный приём в честь открытия российского павильона состоялся 26 мая на острове Джудекка на территории отеля Capriani. На мероприятии побывали Василий Церетели, декоратор Ирина Дымова, Алексей Тарханов, Тема Лебедев и другие.
Текст: Наталья Сазонова