На выставке собраны практически все работы Якоба Йорданса, которые находятся в российских музеях. Начало этому собранию положила Екатерина II, скупавшая для основанного в 1764 году Императорского Эрмитажа крупнейшие европейские частные коллекции.
В трех из них были рисунки и полотна Якоба Йорданса. Вслед за императрицей работы фламандских художников стали приобретать и русские аристократы. В Пушкинском музее “русский Йорданс” будет представлен практически полностью: 18 картин и 31 рисунок из Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга и Перми.
Монументальное полотно “Оплакивание Христа” ради этой выставки впервые за 225 лет покинуло Александро-Невскую лавру. К сожалению, в Москву не приедет “Бобовый король” — эту картину, на которой художник изобразил и себя, и свою старшую дочь, и своего учителя и тестя Адама ван Ноорта, Эрмитаж не дает на выездные выставки. В начале прошлого века ее переводили на другой холст, поэтому ей требуется особый режим хранения.
Картина “Мелеагр и Аталанта”, которую привозят из Екатеринбурга, — предмет гордости российских реставраторов. До недавнего времени она считалась ученической копией другой, более известной картины Йорданса, написанной на тот же сюжет и хранящейся в Антверпене. Но в ходе реставрации открылась авторская подпись, и список “русских” произведений Якоба Йорданса стал на одну единицу длиннее.