Артефакты, которые представляет “Русская усадьба”, относятся к концу XVI — началу XVII века, когда в результате подъема искусств и ремесел сложился национальный стиль. Коллекция живописи, собранная галереей “Веллум”, дает возможность увидеть, как русская история раскрывалась в произведениях художников конца XIX — начала XX века.
Интерес к русской истории набрал силу к середине XIX века, в том числе и благодаря распространению славянофильства, и достиг пика ближе к концу столетия, в царствование Александра III. Это время, когда в Петербурге организуют первые “русские балы”, а в Талашкине и Абрамцеве изготавливают мебель по народным образцам. Впереди — знаменитые “Русские сезоны” Сергея Дягилева, после которых мода на все русское захватила Европу и Северную Америку.
Центральным звеном экспозиции, представленной галереей “Веллум” (выставка открывается в ее залах в Гостином Дворе) станут работы Александра Бубнова “Вещий Олег” и “Борис Годунов”, а также первый вариант “Александра Невского” Павла Корина. Особого внимания заслуживает серия карандашных листов Николая Богатова с русскими типами, “Деревенские девки” Ивана Куликова и произведения Михаила Нестерова, Ивана Билибина, Петра Соколова, Александры Коноваловой, Михаила Малютина и Алексея Щусева.
“Русская усадьба” представляет на выставке предметы исключительно из российских частных собраний — домашние коллекции, собиравшиеся десятилетиями, впервые увидели свет. Наиболее редким экспонатом является большой дубовый стол с двуглавым орлом, который был найден в 1910-х годах в Меншиковой башне, и существовало свидетельство, что он был лично подарен царем Петром I Александру Даниловичу Меншикову.