Музей Фаберже в партнерстве с фондом “Гала — Сальвадор Дали” и Национальным музеем “Центр искусств королевы Софии” открывает в Москве выставку, грандиозную по своим масштабам. По просьбе AD об особенностях экспозиции рассказывает Монсе Агер, директор Музеев Дали в Испании.
Расскажите, пожалуйста, о концепции выставки. Вы хотели представить работы Дали в хронологической последовательности или рассказать о каких-то сторонах его творчества, на которые публике стоило бы обратить внимание?
Мы строим экспозицию в хронологическом порядке, но принимая во внимание творческую эволюцию Сальвадора Дали. Хотелось бы выделить два важных этапа деятельности художника. Первый — сюрреалистический, когда Дали воплощает в своих работах образы из своего подсознания. Именно этот мир сделал гения знаковой фигурой XX века. Второй этап в его карьере связан со взрывами атомных бомб в Хиросиме и Нагасаки, повлиявшими на его воображение. Одной из главных картин периода “ядерного мистицизма” является “Дематериализация под носом Нерона” (1947).
Вы представляете музеи фонда “Гала — Сальвадор Дали”. Художник и его жена жили настолько открыто, что, казалось бы, не осталось ничего в их отношениях, о чем бы не написали сотни раз. Появились ли в последние годы и десятилетия какие-то новые сведения о роли Галы, то есть Елены Дьяконовой, в жизни Сальвадора Дали и о ней самой?
Сейчас роль Галы в жизни художника рассматривается с других точек зрения: мы считаем ее не просто музой Дали, но его представителем и соавтором. Дали ценит ее так высоко, что подписывает многие из своих работ “Гала — Сальвадор Дали”. Это была талантливая, сильная и умная женщина с хорошей интуицией. Интересна и ее личность как писательницы, автора книги “Тайная жизнь Галы Дали, неизданный дневник”, опубликованной в 2011 году. Так же, как и Дали, она создает о себе легенду; открывая для себя детали ее жизни, начинаешь осознавать, насколько велика роль этой женщины в развитии сюрреализма.
В одной из книг Дали описывает свои изобретения, которые сейчас назвали бы дизайнерскими разработками: мебель из бакелита, которую можно было бы отливать на заказ, по эскизам покупателя, скульптуры-вентиляторы, ванны необычной формы и туфли с каблуками-пружинками. Пишет, что Гала каждый день отправлялась на переговоры с потенциальным производителем одного из этих чудес, но возвращалась ни с чем. Находятся ли сейчас желающие запустить их в производство?
Идеи Дали успешно воплощает в жизнь компания Barcelona Design. В 2004 году BD начала выпускать знаменитый диван в форме губ, сначала в красном цвете, как было задумано художником, потом в розовом, белом, черном и золотом. В 2009 году в честь 105-летия Дали компания выпустила 105 экземпляров его уникальной мебели.
Художник всегда интересовался дизайном и разработал немалое количество причудливых объектов. Например, “Птица в руке” — компактная коробка для хранения помад и таблеток в форме птицы. Но не все его сюрреалистические дизайнерские проекты 1930-х годов можно воплотить в жизнь. Дали создавал их как символы, чтобы критиковать таким образом функциональный и утилитарный мир.