Культура

Секреты европейских ремесленников: первая выставка Homo Faber в Венеции

Культура
19 Сентября 2018

На чужую работу можно смотреть бесконечно. Наконец-то эту истину осознали устроители выставок. С 5 по 14 сентября в Москве работала выставка “Hermès за кулисами”, где привезенные в Москву французские мастера показывали, как создаются знаменитые сумки, посуда, платки и так далее, а в день ее закрытия эстафету перехватила венецианская Homo Faber.

cleared(data.content.description)

Выставка, которая открыта для всех желающих до 30 сентября (вход бесплатный по регистрации), развернулась в здании бывшего монастыря на венецианском острове Сан-Джорджо, который с 1951 года принадлежит Фонду Чини. Теперь почти вся территория монастыря-фонда отдана во власть ремесленников. Любопытный факт: в 1980-е годы здесь дважды проходили встречи “Большой семерки”. Выставка Homo Faber — это тоже очень важный саммит.

cleared(data.content.description)

Мне иногда кажется, что люксовые бренды, использующие ремесленный труд, совсем не то, чем кажутся. Клиенты знаменитых Домов, сами того не зная, инвестируют в фонд спасения человечества, созданный мудрыми предками на случай какой-нибудь глобальной катастрофы. Если, условно говоря, в один ужасный день на планете погаснет электричество, мы не пропадем, потому что у нас есть люди, которые умеют шить обувь и одежду, создавать сложные механизмы и так далее.

cleared(data.content.description)

У человека, придумавшего Homo Faber, возможно, не такой фантастический взгляд на суть ремесленничества, но все равно очень мне близкий. Вот основные тезисы из очень эмоциональной речи, которую произнес на открытии выставки основатель Фонда Микеланджело Йохан Руперт: людей все чаще заменяют роботы, человечество тоннами производит дешевые одноразовые вещи, которые потом отправляются на свалку, природа изнемогает, окружающий нас предметный мир становится бездушным. Остановить это нашествие машин и пластикового мусора могут только ремесленники. Как ни крути, но им все равно в этой истории достается роль спасителей.

cleared(data.content.description)
Йохан Руперт.

Руперт по совместительству является основателем компании Richemont, который принадлежат такие марки, как Cartier, Montblanc, Jaeger-LeCoultre. Логично, что выставка закручена вокруг них, но ими она далеко не ограничивается. Один из самых запоминающихся участников выставки — англичанин Мартин Фрост, владеющий вымирающим в наши дигитальные дни мастерством росписи корешков книги. Как утверждает Фрост, это английское изобретение четырехсотлетней давности и он едва ли не последний носитель этого экзотического искусства. Художник надеется, что участие в выставке поможет найти новых клиентов и обеспечить работой не только себя, но и своих учеников — тогда ремесло продолжит жить.

cleared(data.content.description)

Всего под шапкой Homo Faber собрано десять разных площадок, включая фотовыставку итальянских ремесленников и книжную лавку. Все остальное — предельно материально. В одном из залов располагаются десятки маленьких мастерских. Мастера глиптики из Cartier показывают процесс создания микроскульптуры из камня.

cleared(data.content.description)
cleared(data.content.description)

Ювелиры Van Cleef & Arpels занимаются невидимой закрепкой камней. Британская марка Smythson поставила у себя пресс, с помощью которого демонстрирует, как нанести золотого венецианского льва на обложку блокнота. Maison Lesage не только посадил на выставке своих мастериц, которые вышивают карту Венеции, но и занял целую комнату своими причудливыми вышивками. Здесь смешивают духи, там гранят хрусталь и расписывают фарфор.

cleared(data.content.description)

Есть еще отдельная площадка реставраторов, в работе у которых помимо каких-то древних сундуков есть гигантская зеленая нога из полиуретана, работа Гаэтано Пеше для B&B Italia.

cleared(data.content.description)

Сразу на двух площадках демонстрируют результат коллабораций между ремесленниками и дизайнерами: Альфредо Хаберли, Марселем Вандерсом, Индией Мадави. Последняя заодно оформила для выставки лаундж — плюшево-шелковое подводное царство с мягкими диванами и вышитыми на стенах рыбами.

cleared(data.content.description)
cleared(data.content.description)

Расположенный на территории бывшего монастыря бассейн середины ХХ века превратился в экспозицию ремесленных техник, задействованных в индустрии моды. По правде говоря, это не самая удачная часть выставки по наполнению, но сам по себе площадка и с красной вышивкой и окнами на лагуну вполне это компенсирует.

cleared(data.content.description)

На Homo Faber легко можно провести целый день, и это, поверьте, того стоит. И не только потому, что здесь показывают, как создаются вещи самых дорогих брендов мира и почему они столько стоят. После нескольких часов, проведенных среди людей, в совершенстве влияющими редкими и сложными ремеслами, хочется тоже сделать своими руками хоть что-нибудь — кажется, что нет дела естественней и благородней. Не зря же название этой выставки переводится с латыни как “Человек творящий”.

+5
+4
Читайте также