“Сесил Битон и культ звезд”: выставка в Эрмитаже

В Эрмитаже открылась выставка работ знаменитого светского фотографа, автора портретов монархов и звезд кино и сцены.
“Сесил Битон и культ звезд” выставка в Эрмитаже

9 ДЕКАБРЯ 2020 - 14 МАРТА 2021. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

В экспозиции — 100 работ Сесила Битона: начиная от самых ранних, сделанных в 1920-е годы, когда он заключил свой первый контракт с журналом Vogue, до фотографий 60-х и 70-х годов.

Нэнси Битон в образе падающей звезды. 1929 год © Condé Nast. Снимок Нэнси Битон в образе падающей звезды — одна из самых известных ранних работ Сесила Битона, воплотившая в себе дух “ревущих двадцатых”: в этом великолепном портрете, сделанном накануне финансового краха, который повлек за собой Великую депрессию, воплотилась страсть к стремительному полету, космическому блеску, громкому веселью 1920-х годов.

По словам куратора, экспонатов могло быть и больше: в архиве Сесила Битона в Лондоне, в Музее Виктории и Альберта, в архивах журналов Vogue и Vanity Fair хранятся тысячи работ знаменитого фотографа, которому удалось запечатлеть чуть ли не всех звезд XX века.

Автопортрет. 1930-е годы. © Condé Nast. Предположительно снимок сделан в фотостудии американского офиса Condé Nast. В 1930-е годы Битон как светский фотограф становится известен по обе стороны Атлантики. Его имя связано с расцветом глянцевых модных журналов: как один из наиболее активных фотографов Vogue, он фактически создает язык модной и светской фотографии этого периода.

Вершиной его карьеры стал официальный коронационный портрет Елизаветы II. На выставке можно увидеть несколько вариантов этой фотографии. “Конечно, они делались заранее, — комментирует куратор Дарья Панайотти, — на коронацию Битон был приглашен уже в качестве гостя. Во время церемонии фотографировать было запрещено, и он делал только карандашные наброски”.

Модель в белой панаме от Suzy. 1934 год. © Condé Nast. Один из самых известных снимков Сесила Битона. В 1930-е годы характерная черта его модных съемок — перерабатывание эстетики сюрреализма. В этой изящной фантастической сценке головка модели высовывается из шляпной коробки.

Один из разделов выставки посвящен съемке, которую Сесил Битон делал для русских балетных трупп, вышедших из дягилевской антрепризы. На другой стенке можно увидеть портрет Рудольфа Нуреева.

Автопортрет в образе Надара. 1971 год. © Condé Nast. Надар, живший на рубеже XIX–XX веков, был одним из революционеров портретной, светской фотографии. Владелец популярного ателье, где прошла первая выставка импрессионистов, он находился в центре богемной парижской жизни. Став в некотором роде фигурой соразмерной, Сесил Битон в этом автопортрете отдает дань уважения своему кумиру и профессиональному ориентиру.

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский называет эту выставку “лекарством” от депрессии, вызванной пандемией. “Лекарство” стоит “принять” до Нового года — в рождественские праздники Эрмитаж, как и другие петербургские музеи, будет закрыт. Выставка подготовлена при поддержке ДЛТ.

Одри Хепберн на съемках фильма “Моя прекрасная леди” в костюме по дизайну Сесила Битона. 1963 год. © Condé Nast. Битон сфотографировал Одри Хепберн на съемках “Моей прекрасной леди”, голливудского фильма, поставленного по мюзиклу на сюжет пьесы Джорджа Бернарда Шоу. Он был приглашен на картину в качестве художника по костюмам. Работа над историей о простушке, которая благодаря произношению и акценту завоевывает симпатии высшего общества, принесла Битону “Оскар”.

Фото: архив пресс-службы