В Музее дизайна Vitra проходит выставка “Объекты желания”, посвященная исследованию того, как сюрреализм повлиял на дизайн, фотографию и моду в XX и XXI веках. Кураторы начинают временной отсчет с 1924 года, когда основатель движения Андре Бретон выпустил первый Манифест сюрреализма.
Подсознание, сны, навязчивые идеи, случайность и иррациональность стали одними из многочисленных источников, которые сюрреалисты использовали для создания новой художественной реальности. В своих работах они часто изображали повседневные вещи в абсурдных, вырванных из контекста и ироничных ситуациях, а также в виде курьезных гибридов. Кураторы выставки “Объекты желания” решили сопоставить сюрреалистические произведения искусства и дизайнерские объекты и выявить параллели и перекрестные ссылки между ними.
Работы Магритта, Дали, Дюшана, Ман Рэя они разместили рядом с культовыми предметами из истории дизайна. Среди них — стол с птичьими ногами Мерет Оппенгейм, диван Bocca Studio65, стул-рука Педро Фридеберга, журнальный столик с велосипедными колесами Гаэ Ауленти и, конечно, тарелки из серии Tema e Variazioni Форназетти. В экспозицию вошли и недавние работы современных дизайнеров: вешалка Константина Грчича, торшер-лошадь студии Front, светильники Начо Карбонелла.
Структура выставки предполагает четыре раздела. Первый посвящен ранней истории сюрреализма (1920–1950-е годы) и распространению его популярности среди дизайнеров и архитекторов. Второй раздел демонстрирует, как сюрреалисты исследовали архетипы повседневных предметов, ставя под вопрос коды смысла мира, казалось бы, известного всем. Следом за ними многие дизайнеры обратились к аналогичной стратегии.
В третей части выставки кураторы рассматривают темы любви, эротики и сексуальности, нашедшие отражение и в предметном дизайне. Завершающий, четвертый раздел выставки посвящен интересу сюрреалистов к архаике, случайности и иррациональности — в работе дизайнеров он проявился в деконструкции формы и типологии объектов, создании гибридов и алогичных предметов обстановки.