“Тату”: выставка в Пушкинском музее

Все об искусстве татуировки: живопись, графика, фотография, архивные и этнографические материалы.
“Тату” выставка в Пушкинском музее

3 МАРТА 2020 - 31 МАЯ 2020. МОСКВА

Пушкинский музей не перестает удивлять: его новый проект посвящен искусству татуировки. Об этом феномене рассказывают около 200 экспонатов из Эрмитажа, Кунсткамеры, Исторического музея, Российской государственной библиотеки и музея на набережной Бранли имени Жака Ширака. Именно в этом музее выставка “Тату” была впервые показана в 2014 году. За шесть лет она объездила полмира, побывала в Онтарио и Лос-Анджелесе и вот теперь открывается в Москве, дополненная отечественными материалами.

Маска коруру или парата. XIX век. Новая Зеландия. Резьба и гравировка по дереву белый пигмент ракушка пауа . Музей на...

Маска коруру, или парата. XIX век. Новая Зеландия. Резьба и гравировка по дереву; белый пигмент; ракушка пауа (Haliotis iris). Музей на набережной Бранли имени Жака Ширака, Париж.

Изабель Муньос. Портрет члена банды мара. Из серии “Марас”. 2006. Фотография. Собрание автора Мадрид © Isabel Muñoz 2020.

Изабель Муньос. Портрет члена банды мара. Из серии “Марас”. 2006. Фотография. Собрание автора, Мадрид © Isabel Muñoz, 2020.

Среди экспонатов, раскрывающих историю развития татуировки в разных регионах мира, есть вполне предсказуемые: например, древнеегипетская ложечка в форме плывущей девушки с цветком лотоса и изображением бога Бэса на бедре или японские гравюры школы укие-э, которыми вдохновлялись татуировщики Страны восходящего солнца. Но есть и неожиданные, по крайней мере для музея изящных искусств, — снимки, сделанные Сергеем Васильевым, два десятка лет фотографировавшим криминальные татуировки в советских тюрьмах.

Неизвестный автор. Татуированный житель Маркизских островов. Маркизские острова Океания. XIX век. Холст масло. Музей на...

Неизвестный автор. Татуированный житель Маркизских островов. Маркизские острова, Океания. XIX век. Холст, масло. Музей на набережной Бранли имени Жака Ширака, Париж.

Ложечка в виде плывущей девушки с цветком лотоса. Египет. XIV век до н. э. Слоновая кость эбеновое дерево краска. ГМИИ...

Ложечка в виде плывущей девушки с цветком лотоса. Египет. XIV век до н. э. Слоновая кость, эбеновое дерево, краска. ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Есть экспонаты, которые заставляют задуматься о роли российской тюремной культуры в мировом художественном процессе. Итальянский скульптор Фабио Виале воспроизводит в мраморе античные скульптуры и покрывает белоснежную поверхность камня русскими тюремными татуировками. На выставке можно будет увидеть три скульптуры Фабио Виале и двенадцать работ бельгийского художника Вима Дельвуа, который тоже использует в своих произведениях технику татуировки.

Неизвестный автор. Ширма . Северная Африка и Ближний Восток. XIX век. Дерево стекло краска. Музей на набережной Бранли...

Неизвестный автор. Ширма (каталог татуировщика). Северная Африка и Ближний Восток. XIX век. Дерево, стекло, краска. Музей на набережной Бранли имени Жака Ширака, Париж.

Тоёхара Кунитика. Актеры Итикава Садандзи I в роли Гихэйдзи Итикава Дандзюро IX в роли Дансити Куробэй и Итикава...

Тоёхара Кунитика. Актеры Итикава Садандзи I в роли Гихэйдзи, Итикава Дандзюро IX в роли Дансити Куробэй и Итикава Садандзи I в роли Иссюн Токубэя (в картуше) в пьесе “Нацумацури” (“Летний фестиваль”). Триптих. 1877. Цветная ксилография.

Тоёхара Кунитика. Актеры Итикава Садандзи I в роли Гихэйдзи Итикава Дандзюро IX в роли Дансити Куробэй и Итикава...

Тоёхара Кунитика. Актеры Итикава Садандзи I в роли Гихэйдзи, Итикава Дандзюро IX в роли Дансити Куробэй и Итикава Садандзи I в роли Иссюн Токубэя (в картуше) в пьесе “Нацумацури” (“Летний фестиваль”). Триптих. 1877. Цветная ксилография.

Фото: архив пресс-службы