“Тату”: выставка в Пушкинском музее

Все об искусстве татуировки: живопись, графика, фотография, архивные и этнографические материалы.
“Тату” выставка в Пушкинском музее

3 МАРТА 2020 - 31 МАЯ 2020. МОСКВА

Пушкинский музей не перестает удивлять: его новый проект посвящен искусству татуировки. Об этом феномене рассказывают около 200 экспонатов из Эрмитажа, Кунсткамеры, Исторического музея, Российской государственной библиотеки и музея на набережной Бранли имени Жака Ширака. Именно в этом музее выставка “Тату” была впервые показана в 2014 году. За шесть лет она объездила полмира, побывала в Онтарио и Лос-Анджелесе и вот теперь открывается в Москве, дополненная отечественными материалами.

Маска коруру, или парата. XIX век. Новая Зеландия. Резьба и гравировка по дереву; белый пигмент; ракушка пауа (Haliotis iris). Музей на набережной Бранли имени Жака Ширака, Париж.

Изабель Муньос. Портрет члена банды мара. Из серии “Марас”. 2006. Фотография. Собрание автора, Мадрид © Isabel Muñoz, 2020.

Среди экспонатов, раскрывающих историю развития татуировки в разных регионах мира, есть вполне предсказуемые: например, древнеегипетская ложечка в форме плывущей девушки с цветком лотоса и изображением бога Бэса на бедре или японские гравюры школы укие-э, которыми вдохновлялись татуировщики Страны восходящего солнца. Но есть и неожиданные, по крайней мере для музея изящных искусств, — снимки, сделанные Сергеем Васильевым, два десятка лет фотографировавшим криминальные татуировки в советских тюрьмах.

Неизвестный автор. Татуированный житель Маркизских островов. Маркизские острова, Океания. XIX век. Холст, масло. Музей на набережной Бранли имени Жака Ширака, Париж.

Ложечка в виде плывущей девушки с цветком лотоса. Египет. XIV век до н. э. Слоновая кость, эбеновое дерево, краска. ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Есть экспонаты, которые заставляют задуматься о роли российской тюремной культуры в мировом художественном процессе. Итальянский скульптор Фабио Виале воспроизводит в мраморе античные скульптуры и покрывает белоснежную поверхность камня русскими тюремными татуировками. На выставке можно будет увидеть три скульптуры Фабио Виале и двенадцать работ бельгийского художника Вима Дельвуа, который тоже использует в своих произведениях технику татуировки.

Неизвестный автор. Ширма (каталог татуировщика). Северная Африка и Ближний Восток. XIX век. Дерево, стекло, краска. Музей на набережной Бранли имени Жака Ширака, Париж.

Тоёхара Кунитика. Актеры Итикава Садандзи I в роли Гихэйдзи, Итикава Дандзюро IX в роли Дансити Куробэй и Итикава Садандзи I в роли Иссюн Токубэя (в картуше) в пьесе “Нацумацури” (“Летний фестиваль”). Триптих. 1877. Цветная ксилография.

Тоёхара Кунитика. Актеры Итикава Садандзи I в роли Гихэйдзи, Итикава Дандзюро IX в роли Дансити Куробэй и Итикава Садандзи I в роли Иссюн Токубэя (в картуше) в пьесе “Нацумацури” (“Летний фестиваль”). Триптих. 1877. Цветная ксилография.

Фото: архив пресс-службы