teatr-hudozhniki-vystavka-v-muzee-usadbe-fedora-shalyapina
События

“Театр. Художники”: выставка в музее-усадьбе Федора Шаляпина

30 Сентября 2019 - 31 Января 2020.
Москва

Декорации и костюмы, созданные Константином Коровиным, его последователями и учениками.

AD Magazine

Константин Коровин начал работать в частной опере Мамонтова в 1885 году и произвел в искусстве сценографии настоящую революцию. Он стремился не просто обозначить место действия, но передать настрой, атмосферу, при помощи костюма создать эмоциональную характеристику действующих лиц.

“Театр. Художники”: выставка в музее-усадьбе Федора Шаляпина - фото 1
Коровин Константин Алексеевич (1861–1939). Эскиз декорации. Опера Н.А. Римского-Корсакова “Сказание о невидимом граде Китеже”. Постановка Мариинского театра, 1907, Санкт-Петербург. Из фонда Российского национального музея музыки.

“Сезон в Частной опере в Москве, в театре Мамонтова, открылся оперой “Псковитянка” Римского-Корсакова. Я, помню, измерил рост Шаляпина и сделал дверь в декорации нарочно меньше его роста, чтобы он вошел в палату наклоненный и здесь выпрямился, с фразой: “Ну, здравия желаю вам, князь Юрий, мужи псковичи, присесть позволите”. Так он казался еще огромнее, чем был на самом деле. На нем была длинная и тяжелая кольчуга из кованого серебра.

“Театр. Художники”: выставка в музее-усадьбе Федора Шаляпина - фото 2
Федор Федорович Федоровский (1883–1955). Эскиз декорации. Опера М. П. Мусоргского “Хованщина”. Постановка Большого театра, 1950, Москва. Из фонда Российского национального музея музыки.

Эту кольчугу, очень древнюю, я купил на Кавказе у старшины хевсур. Она плотно облегала богатырские плечи и грудь Шаляпина. И костюм Грозного сделал Шаляпину тоже я. Шаляпин в Грозном был изумителен. Как бы вполне обрел себя в образе сурового русского царя, как бы приял в себя его неспокойную душу. Шаляпина не было на сцене, был оживший Грозный. В публике говорили: “Жуткий образ...” Таков же он был и в “Борисе Годунове”.

“Театр. Художники”: выставка в музее-усадьбе Федора Шаляпина - фото 3

В 1900 году Коровин получил приглашение в Большой театр, в отличие от частных театров живший неторопливо, по старинке. “На сцене хотели паноптикум натурализма — верней, подделки под правду, — возмущался Коровин. — Нельзя искать актера-убийцу, чтобы играл Отелло. Реализм в живописи имеет в себе нескончаемые глубины, но пусть не думают, что протокол есть художественное произведение”.

“Театр. Художники”: выставка в музее-усадьбе Федора Шаляпина - фото 4
Константин Алексеевич Коровин (1861–1939). Эскиз костюма слуги. Опера “Метель” С. И. Танеева. Постановка Мариинского театра, 1915. Из фонда Российского национального музея музыки.

Большой театр сопротивлялся реформам, как мог. “Артисты отказывались надевать мои костюмы, — вспоминал позже Коровин. — Декорации Головина были повешены машинистами вкривь и вкось”. Прошло несколько лет, прежде чем и театр, и критика приняли новое театрально-декорационное искусство.

“Театр. Художники”: выставка в музее-усадьбе Федора Шаляпина - фото 5
Константин Алексеевич Коровин (1861–1939). Эскиз костюма Дефуры. Опера “Метель” С. И. Танеева. Постановка Мариинского театра, 1915. Из фонда Российского национального музея музыки.

Идея выставки в музее-усадьбе Шаляпина — показать новую сценографию в развитии. В первом зале представлены работы Константина Коровина и художников конца XIX — начала XX века: Валентина Серова, Михаила Врубеля, Ивана Билибина, Александра Головина.

“Театр. Художники”: выставка в музее-усадьбе Федора Шаляпина - фото 6
Эскиз костюма.

Второй зал посвящен ученикам Константина Коровина — Федору Федоровскому и Петру Вильямсу, каждый из которых в свое время занимал пост главного художника Большого театра.

“Театр. Художники”: выставка в музее-усадьбе Федора Шаляпина - фото 7
Эскиз костюма.

В третьем зале можно увидеть работы Бориса Успенского, художника-графика, который в 1960-е и 1970-е годы создавал афиши к балетам Большого театра. В четвертом — театральные эскизы Владимира Козлинского, Симона Вирсаладзе, Татьяны Бруни и других художников XX века.

Читайте также