3 ДЕКАБРЯ 2019 - 1 МАРТА 2020. МОСКВА
Томас Гейнсборо считается одним из самых важных британских художников второй половины XVIII века. Сам он считал себя в первую очередь пейзажистом, но писал много портретов (в ту эпоху только они давали художнику возможность зарабатывать на жизнь своим искусством) и прославился как портретист. Его портреты были настолько популярны, что порой количество заказов превышало его возможности. Был момент, когда он даже заболел от перенапряжения и чуть не умер. Местная газета (в то время Гейнсборо жил на модном водном курорте, в городе Бат) напечатала некролог, но на следующий день опубликовала извинения.
На выставке в Пушкинском представлено около ста произведений Томаса Гейнсборо из собственного собрания музея, а также из Эрмитажа и одиннадцати ведущих музеев Великобритании. Среди шедевров, привезенных из Великобритании, — парадный “Портрет миссис Элизабет Муди с сыновьями, Самюэлем и Томасом” и последний масштабный пейзаж мастера “Рыночная повозка”, а также пейзажи на стекле, которые практически никогда не бывают на выставках за пределами Великобритании.
Гейнсборо всю жизнь увлекался различными художественными экспериментами. И когда в 1787 году театральный художник Лоутербург придумал волшебный фонарь, в котором картины, нарисованные на стеклянных пластинах, подсвечивались изнутри, Гейнсборо заинтересовался этом изобретением и расписал серию стеклянных пластин для собственного “волшебного ящика”. В Пушкинском можно увидеть две такие пластины (из десяти сохранившихся) — они напоминают о том, что у современных лайтбоксов были предшественники.
Фото: архив пресс-службы