8 ИЮЛЯ 2021 - 10 МАРТА 2022. МОСКВА
“Для нас это впервые, думаю, что никто такого не делал”, — говорит Ольга Докучаева, куратор и основатель триеннале. Посетители усадьбы Царицыно станут свидетелями масштабной интервенции художественного текстиля: на первых трех выставках и основная, и сопутствующие программы проходили в Хлебном доме, сейчас же экспонаты займут дворец, парк, пруды, острова, павильоны и даже опустятся под землю.
Тех, кто не следит за развитием современного гобелена, выставка точно удивит. Она удивила даже такого знатока изящных искусств, как архитектор Сергей Чобан, который стал одним из ее кураторов и вместе со своей коллегой Александрой Шейнер формировал экспозицию. Чобану, по его словам, не было знакомо такое качество, как мягкая скульптурность, он впервые с ним познакомился лишь сейчас, когда отбирал работы, предназначенные для экспонирования в парке.
Современный гобелен пытается оторваться от стены и найти себе новое место — стать арт-объектом или просто частью ландшафта. Тема четвертой триеннале — “В поисках пространства” — отражает эти поиски, хотя среди участников есть и мастера, создающие более традиционные произведения. Стремление современного текстиля найти себе новое место под солнцем подчеркивает и форма показа работ, оставшихся в залах дворца. Шпалерную развеску заменила объемно-пространственная композиция, музейную стену — легкие, прозрачные металлические конструкции, которые позволяют увидеть гобелен не только с лицевой, но и с обратной стороны. “Для меня лично всегда важно создать мизансцену, которая будет в наибольшей степени раскрывать произведение искусства, — объясняет Сергей Чобан. — Здесь нам хотелось показать трудоемкость, сложность процесса, большое количество труда, вложенного в создание этих произведений. Это само по себе вызывает огромный интерес и уважение к авторам”.
Фото: Sami Pesonen, Вадим Гортинский, Дмитрий Щелоков, Максим Горлов/архив пресс-службы