“Условия материальной независимости”: выставка в Доме творчества “Переделкино”

В Доме творчества прошло “приоткрытие” проекта, задача которого — рассказать историю писательского поселка сегодняшними словами.

16 АВГУСТА 2021 - 22 ОКТЯБРЯ 2021. МОСКВА

Куратор и автор идеи Анна Наринская вынесла в название выставки цитату из письма Максима Горького Константину Федину, в котором “буревестник революции” делится своей мечтой поселить писателей вместе, чтобы “в условиях материальной независимости” они могли полностью посвятить себя созданию произведений, отвечающих “солидности запросов времени”. План Горького получил одобрение “наверху”, и в 1933 году вышло правительственное постановление о строительстве городка писателей в Переделкине.

Истинный смысл замысла совместного проживания писателей открылся через несколько лет, когда многие обитатели писательских дач не спали ночами в ожидании ареста. Попавшие в опалу, но еще не арестованные жили в страхе, с ними переставали здороваться, от них шарахались, как от чумных. Материальная независимость обернулась не просто несвободой, а невозможностью спасти собственную жизнь. Выжить в те годы было гораздо проще, затерявшись где-нибудь в глубине страны, а не проживая на уютной даче в двадцати минутах от Кремля.

На смену этим кровожадным временам пришли новые, более вегетарианские, когда фраза “условия материальной независимости” не то чтобы утратила первоначальный смысл, но, как говорит Анна Наринская, наполнилась множеством новых, как прямолинейных, так и ироничных. По ее словам, выставка в доме творчества — попытка воссоздания и деконструкции переделкинского мифа, попытка сказать о прошлом сегодняшними словами.

Проходить она будет в совершенно “невыставочных” условиях — в комнатах старого корпуса Дома творчества, построенного в 1955 году. Комнаты соответствовали нормам того времени: узкий пенал с кроватью, рабочим столом и умывальником.

В таком вот пенале на первом этаже двухэтажного корпуса в минувшее воскресенье “приоткрыли” первую главу проекта, основанную на фотоархиве Павла Лукницкого, который чудесным образом обнаружился в подвале Дома творчества. Лукницкий, человек с фантастической биографией, в которой есть и годы в Пажеском корпусе, и покорение Памира, и дружба с Анной Ахматовой, для которой он стал не только секретарем, но и близким человеком, и двухтомная биография Николая Гумилева, написанная в 1924 году. Найденные в подвале негативы (около шести тысяч) почти полностью были отсняты здесь, в Переделкине, с 1966 по 1971 год. Часть из этих снимков можно увидеть на экране: они смонтированы как фильм, ставший частью инсталляции. Его герои — люди, которые жили в Доме творчества полвека назад. Они смотрят с экрана на тебя, ты смотришь на них, видишь их глаза и невольно задумываешься, кто они, что чувствовали и как проводили время в этом странном месте.

Фото: архив пресс-службы