“Возвращение в усадьбу”: выставка в музее “Новый Иерусалим”

В год своего столетия музей поменял название, обрел новую стратегию и в то же время вернулся к своим истокам.
“Возвращение в усадьбу” выставка в музее “Новый Иерусалим”

24 СЕНТЯБРЯ 2020 - 31 МАЯ 2021. МОСКВА

“Возвращение в усадьбу” — этапная выставка для ново-иерусалимского музея: в этом году он перестал быть Музейно-выставочным комплексом и стал Государственным историко-художественным музеем, который предполагает в ближайшем будущем реализовать ряд крупных межмузейных проектов, таких как выставка Марка Шагала, завершившаяся в марте нынешнего года. Она стала самой популярной выставкой в региональных музеях: больше ста тысяч посетителей.

Питер ван Асх. Пейзаж с фигурами. Голландия, XVII век. Дерево, масло.

К столетнему юбилею музей подготовил выставку, которая затрагивает две огромные темы. Первая — это его собственная история, начиная с двадцатых годов прошлого века, когда в Новый Иерусалим стали поступать ценности из конфискованных у владельцев подмосковных усадеб. Судьба этой коллекции непростая: в 1941 год, когда немецкие войска наступали на Москву, музейные сокровища частично эвакуировали, частично спрятали в тайниках Воскресенского монастыря. Монастырь был занят немецкими солдатами и разграблен, перед уходом захватчики его взорвали, все, что в нем оставалось (иконы, мебель, часть библиотеки и архивы), погибло в огне.

Вазы-холодильники. Германия, Мейсенская мануфактура, середина XVIII века. Фарфор, роспись надглазурная и золотом. Поступление из довоенного собрания музея. Происходит из коллекции А. В. Гудовича, последнего владельца усадьбы Введенское.

Сервиз кофейный: кофейник, вазочка, чайница, полоскательница, чашки с блюдами. Германия, Мейсенская мануфактура, 1790-е годы. Фарфор, роспись монохромная надглазурная и золотом. Из довоенного собрания музея.

Вторая тема, о которой рассказывает экспозиция, — это история подмосковных усадеб. В начале XX века их было около тысячи двухсот. К сегодняшнему дню осталось триста, и они продолжают гибнуть буквально на глазах. “Возвращение в усадьбу” объединяет вещи из усадеб Ильинское семьи Романовых, Никольское-Урюпин князей Голицыных, Покровское Шереметевых, Введенское князей Лопухиных. Многие из них никогда ранее не показывались. Кураторы выставки предлагают посетителям подумать об уцелевшем и разрушенном, о развитии и изучении усадебного наследия, о роли музеев в сохранении усадебных территорий и о том, что еще не поздно спасти.

Усадьба Ярополец Гончаровых. Главный дом, вид из парка. Снимок Ю. Еремина.

Усадьба Середниково. Галерея между флигелями главного дома. Снимок Ю. Еремина.

Усадьба Никольское-Гагарино. Никольская церковь. Снимок Ю. Еремина.

Неизвестный голландский художник. Натюрморт с туканом. XVIII век. Холст, масло.

Геррит Беркгейде. Католическая процессия. Голландия, вторая половина XVII века. Холст, масло.

Скульптура “Венера-купальщица”. Италия, вторая половина XIX века. Мрамор. Из усадьбы Ильинское.

Фото: архив пресс-службы