Вторая Триеннале современного российского искусства в музее “Гараж”

Кураторы второй Триеннале современного российского искусства доверили участникам первой выставки подобрать себе смену. Что из этого получилось, можно увидеть в музее “Гараж” с 11 сентября.
Вторая Триеннале современного российского искусства в музее “Гараж”

11 СЕНТЯБРЯ 2020 - 17 ЯНВАРЯ 2021. МОСКВА

Название для второй Триеннале — “Красивая ночь всех людей” — кураторы Валентин Дьяконов и Анастасия Митюшина позаимствовали у книги математика Романа Михайлова. А вот идею для составления экспозиции они взяли из работы британского социолога Джона Ло “После метода: беспорядок и социальная наука”. Валентин и Анастасия отказались от роли экспертов и позволили участникам первой выставки предложить героев для второй, основываясь на личных взаимоотношениях.

Фрагмент из видеоработы Светланы Холлис “Тепло, горячо, холодно”, 2020. Фото: Валерия Сучкова.

“­Можно сказать, что все случившееся с этой выставкой происходило вне нашего сознательного контроля. Мы постарались создать тотальную демократию и честно признаемся, что идеи нашей работы и источники вдохновения подсказаны нам другими людьми. Например, книгу Джона Ло мне посоветовал Илья Долгов, участник первой Триеннале в “Гараже”, а произведение Михайлова — Евгения Суслова, участница второй”, — объясняет Валентин Дьяконов.

Графика Анны Терешкиной из серии “Портрет моей бабушки”, 2015, созданная по воспоминаниям ее бабушки.

Кураторы признаются, что в итоге победила дружба: друзей рекомендовали чаще всего, а вот любовные отношения оказались далеко не на первом месте. Вторыми по популярности стали пары учитель — ученик и наоборот. Были и интересные ходы: например, Александр Морозов выиграл свое место в лотерею, Дмитрий Гугин съел “вареник удачи”, а Владимир Архипов предложил вместо себя добровольческую организацию “Даниловцы”, помогающую больницам, приютам и домам престарелых, посчитав, что это важнее.

Работа Леонида Харламова. Для выставки он подготовил инсталляцию “Черный обелиск”, 2020.

“Со стороны может показаться, что наш метод работы проще, но он требует особой решимости. Мы никому не отказывали, даже если работы нам были несимпатичны. Если бы мы действовали по старой схеме, то некоторые из участников никогда не попали бы в наш список. Вторая Триеннале — это свежий взгляд на наше современное искусство”, — говорит Анастасия Митюшина.

Кружевные маски от Алисы Горшениной из серии “Русское инородное”, 2018–2019. Фото: Алиса Горшенина, Сергей Власов.

Кружевные маски от Алисы Горшениной из серии “Русское инородное”, 2018–2019. Фото: Алиса Горшенина, Сергей Власов.

Отразить систему взаимоотношений между художниками в пространстве доверили архитектору Екатерине Головатюк, основательнице бюро Grace. “Нам хотелось, чтобы сценография наглядно демонстрировала систему отбора. Мы составили таблицу, где постарались все систематизировать, а после придумали вымышленную географическую карту взаимоотношений между участниками первой и второй выставок”, — рассказывает она. Так в пространстве “Гаража” появились Край Товарищей, Оазис Удачи, Коса Земляков и другие “географические объекты”. Их разграничили невысокими блоками из пенопласта, они символизируют воду, которая обычно разделяет континенты. “Эта выставка сильно отличается от того, что мне доводилось проектировать, — говорит Екатерина. — Пытаться придать форму человеческим взаимоотношениям — очень увлекательный процесс”. 16 +.

Скульптура “12 262”, “Мультимедийная инсталляция”, 2019, из серии произведений-исследований, посвященных геоприродным феноменам. Автор ::vtol::. Фото: Даниил Примак; пресс-служба Центра современного искусства “Заря”, Владивосток.

Скульптура “Гость”, “Мультимедийная инсталляция”, 2019, из серии произведений-исследований, посвященных геоприродным феноменам. Автор ::vtol::. Фото: Даниил Примак; пресс-служба Центра современного искусства “Заря”, Владивосток.

Географическая карта взаимоотношений и план выставки. У каждой работы будет указано, по какому принципу участник первой Триеннале предложил себе смену.

Фото: пресс-служба музея "Гараж"