Выставка “Антон Лоренц: от авангарда к индустрии” в Музее дизайна Vitra

К 100-летию Баухауса Vitra подготовила выставку, посвященную венгерскому предпринимателю и дизайнеру Антону Лоренцу.
Выставка “Антон Лоренц от авангарда к индустрии” в Музее дизайна Vitra

22 ФЕВРАЛЯ 2019 - 19 МАЯ 2019. ВАЙЛЬ-НА-РЕЙНЕ

Сюзанна Гранер, куратор выставки в Музее дизайна Vitra, считает Антона Лоренца ключевой фигурой в истории дизайна XX века. Он один из первых оценил потенциал модернистской мебели из стальных трубок и оказался настолько искусен в получении патентов, что превратил промышленное производство в захватывающее предприятие.

Антон Лоренц, 1947 © Vitra Design Museum.

Антон Лоренц родился в 1861 году в Будапеште, работал учителем истории и географии, а в 1920 году перебрался в Берлин. В 1927 году он уже стал управляющим директором Standard Möbel, компании, основанной Марселем Брёйером (тоже уроженцем Будапешта) и Кальманом Ленгьелем. Брёйер, студент, а потом преподаватель Баухауcа, в середине 1920-х увлекся проектированием мебели из стальных трубок. В 1925-м появилось кресло Wassily, названное в честь Василия Кандинского (его создателю было всего двадцать три). Собрать и разобрать кресло можно было при помощи велосипедных инструментов, да и сама модель была навеяна его конструкцией.

Антон Лоренц, 1938–1939 © Vitra Design Museum.

На выставке Werkbund “Жилище” в Штутгарте, открывшейся в 1927 году, был продемонстрирован еще один предмет с большим будущим — консольный стул Kragstuhl голландца Марта Стама, преподавателя Баухауса. Это был первый стул без задних ножек: казалось, нарушая все законы гравитации, он парит в воздухе.

А. Лоренц, стул KS41g © Vitra Design Museum.

Взвесив все, Антон Лоренц заключил договор со Стамом и начал серию судебных процессов против всех, кто продолжал экспериментировать с мебелью из стальной трубы. Права на нее отныне принадлежали компании Марселя Брёйера. В 1928 году компания Thonet подписала соглашение со Standard Möbel, а год спустя приобрела ее. Марсель Брёйер соединял трубчатую сталь с традиционными для австрийского бренда материалами — гнутой древесиной и плетеной соломой. Он открыл перед Thonet новые перспективы.

Каталог DESTA Stahlmöbel, 1931 © Vitra Design Museum.

Антон Лоренц и сам разработал для Thonet несколько предметов из гнутой стали и сетки, но с середины 1930-х сосредоточился на патентном праве. Начало Второй мировой войны застало его в Соединенных Штатах, где он вновь вернулся к дизайну: его кресло с откидной спинкой до сих пор занимает главное место во многих американских гостиных.

А. Лоренц, кресло Stratolounger 6100, ок.1960 © Vitra Design Museum.

Выставка “Антон Лоренц: от авангарда к индустрии” в Музее дизайна Vitra показывает произведения дизайнеров, работавших с трубчатой сталью, — Марселя Брёйера, Марта Стама и Людвига Мис ван дер Роэ, — а также документы из архива Антона Лоренца. Судебные дела, патенты и переписка, которая читается как детективный роман, позволяют заглянуть за кулисы авангардного дизайна.

Брошюра, 1967 © Vitra Design Museum.

М. Брёйер, табурет В9 © Vitra Design Museum.

А. Зеффнер, тележка для напитков © Vitra Design Museum.

Фото: архив пресс-службы