Выставка “Дар Марата” в Новой Третьяковке

Пятьдесят работ из коллекции, собранной Маратом Гельманом в 1990-е и 2000-е годы.

15 ФЕВРАЛЯ 2020 - 22 МАРТА 2020. МОСКВА

Галерея Гельмана, одна из первых частных галерей в Москве, была основана в 1990 году, занималась продюсированием и продвижением художников, организацией выставок, имевших огромный резонанс. О выставке “Конверсия” Марат говорит, что таких очередей на экспозицию больше нигде не видел. “Видимо, Рособоронпром, с которым мы сотрудничали, разослал информацию по своим предприятиям — очереди в ЦДХ были километровые, люди приезжали специальными автобусами, стояли часами”. Приезд в Москву художников Комара и Меламида был по масштабу сравним с возвращением Солженицына, хотя по форме был пародией на него.

Александр Ройтбурд. Классики и современники. 1993. Холст, масло.

По словам Марата, в какой-то момент он стал ощущать себя человеком, продвигающим все новое: “Галерея начала поддерживать новых художников ежемесячными зарплатами, получая взамен работы. Коллекция стала играть роль инвестиции, и достаточно успешной. Именно поэтому в моей коллекции исключительно работы тех художников, с которыми я работал. Меня интересовало не столько владение, сколько механизм, позволяющий галерее делать выставки, а художнику — продолжать работать”.

Ербол Мельдибеков. Из серии “Пол Пот”. 2001. Цветное фото на алюминии, 1/7.

Коллекция, которую Гельман приносит в дар Третьяковской галерее, включает произведения, отражающие основные направления развития искусства в постсоветском пространстве. Работы главных московских акционистов Олега Кулика и Анатолия Осмоловского соседствуют здесь с неомодернистскими опытами Авдея Тер-Оганьяна, живописные эксперименты Виктора Алимпиева — с псевдодокументализмом Дмитрия Врубеля, нео-поп-арт Владимира Дубосарского и Александра Виноградова — с ретроспективизмом Дмитрия Гутова, фото- и видеоперформансы Владислава Мамышева-Монро и группы “Синие носы” — с виртуальными баталиями творческой группы AES+F.

Дмитрий Врубель, Вика Тимофеева. Марат, ты жадный упырь. Холст, темпера.

Сергей Ануфриев. Красная нить. 2009. Холст, масло.

Особо следует отметить “московские” проекты классиков соц-арта Виталия Комара и Александра Меламида, остросоциальные работы Алексея Каллимы и Юрия Шабельникова, “новые деньги” Леонида Парфенова и Елены Китаевой, а также монументальную комикс-панораму художественной сцены середины нулевых Георгия Острецова.

Георгий Острецов. Война миров. 2006.

Елена Китаева. Новые деньги, 25 руб., Достоевский. 1996. Компьютерная печать на холсте.

Юрий Шабельников. Без названия. 2005. Чучело, металлическая пластина, резьба, ассамбляж.

Олег Кулик. Из проекта “Семья будущего”. 1997. Черно-белое фото, 30 х 40, в раме под стеклом, 1/9.

Фото: архив пресс-службы