17 АПРЕЛЯ 2019 - 14 ИЮЛЯ 2019. МОСКВА
“Мне в наследство достались два самых страшных врага рода человеческого — чахотка и душевная болезнь. Болезнь, безумие и смерть — черные ангелы, стоявшие у моей колыбели”, — пишет художник, написавший картину, которая стала символом всех ужасов XX века, знаменитый “Крик”. Мунк создал четыре ее версии — две живописные и две пастели. В Третьяковке экспонируется пастель, причем самая ранняя.
Помимо этой хрестоматийной работы, в экспозицию вошли произведения из всех главных циклов и серий Мунка. Большинство из них передает свойственное ему трагическое восприятие мира: в них звучат боль, одиночество, страх перед смертью. Многие картины можно принять за иллюстрации к романам Достоевского, который был любимым писателем норвежского экспрессиониста. Есть здесь и игорный стол, и сцены болезненной ревности, и кровавая ссора, заставляющая вспомнить сюжет “Идиота”, но на полотне Мунка нож в руке женщины.
Большинство зрителей увидят все эти произведения впервые — в российских музейных собраниях Мунка нет, за исключением одной живописной и одной графической работы в собрании ГМИИ имени Пушкина. В этом музее в 1960 и 1977 годах проходили выставки его гравюр, а в 1982-м его живопись и графику показывали в Эрмитаже. За это время выросло целое поколение, которому сейчас на выставке, открывшейся в рамках фестиваля "Черешневый лес", предстоит познакомиться с творчеством Мунка и теми сюжетами, к которым он возвращался на протяжении многих лет жизни.
Фото: архив пресс-службы