21 ДЕКАБРЯ 2018 - 12 МАРТА 2019. МОСКВА
“Я не могу говорить о Диего как о моем муже, потому что это слово по отношению к нему абсурдно. Он никогда не был и никогда не будет чьим-то мужем. Не могу говорить о нем и как о моем любовнике — потому что наши отношения гораздо больше, чем просто секс. А если я попытаюсь говорить о его душе, мне в конце концов придется написать картину о собственных эмоциях”.
Выставка, организованная культурно-историческим фондом “Связь времен” и Музеем Фаберже, подкрепляет эту цитату из дневника Фриды Кало. Экспозиция делится на две части: справа Диего и его работы, слева Фрида и ее мир, сотканный из боли, страсти и отчаяния. В центре они пересекаются: Диего Ривера писал портреты Фриды, как и других своих жен (одна из них была русской), в картинах Фриды Кало муж присутствует почти всегда — или как персонаж, или как зритель, к которому она обращается. “В моей жизни было две аварии, — говорила она, — одна — когда автобус врезался в трамвай, другая — это Диего”.
Но выставка не только об отношениях этих двоих: она и о становлении Риверы как художника, и о его сложных отношениях с Советским Союзом. Здесь и его первый приезд в СССР в 1927 году, и Троцкий, который с 1937 по 1939-й жил в его доме, и его монументальное полотно “Славная победа”, которое он в 1955 году подарил Стране Советов, и “русские рисунки”, сделанные им во вовремя своего второго визита, в 1956 году. От единственной картины Фриды Кало, хранившейся в ГМИИ имени Пушкина, к сожалению, осталась лишь фотография: Ривера вывез ее на выставку в Польшу, и оттуда она уже не вернулась.
В Манеже выставлены более 90 произведений Фриды Кало и Диего Риверы, от ранних до поздних: живопись, рисунки, литографии. Основу экспозиции составляют работы из собрания Музея Долорес Ольмедо (Мехико), живопись и графика из частных собраний Европы и Латинской Америки, работы из собрания внука Диего Риверы Хуана Коронеля Риверы и галереи Арвил (Мексика, США), ранее не экспонировавшиеся в России произведения из ГМИИ им. А. С. Пушкина, а также не публиковавшиеся ранее документы из российских государственных архивов. Дополняют экспозицию многочисленные фотографии и документальные фильмы о жизни и творчестве Фриды Кало и Диего Риверы.
Фото: архив пресс-службы