Выставка “Фрида Кало и Диего Ривера” в Манеже

Работы двух легендарных мексиканцев, их младшие современники и их легенда.
Выставка “Фрида Кало и Диего Ривера” в Манеже

21 ДЕКАБРЯ 2018 - 12 МАРТА 2019. МОСКВА

“Я не могу говорить о Диего как о моем муже, потому что это слово по отношению к нему абсурдно. Он никогда не был и никогда не будет чьим-то мужем. Не могу говорить о нем и как о моем любовнике — потому что наши отношения гораздо больше, чем просто секс. А если я попытаюсь говорить о его душе, мне в конце концов придется написать картину о собственных эмоциях”.

Фрида Кало и Диего Ривера в день своей свадьбы 21 августа 1929 года. Фотограф Виктор Рейес.

Выставка, организованная культурно-историческим фондом “Связь времен” и Музеем Фаберже, подкрепляет эту цитату из дневника Фриды Кало. Экспозиция делится на две части: справа Диего и его работы, слева Фрида и ее мир, сотканный из боли, страсти и отчаяния. В центре они пересекаются: Диего Ривера писал портреты Фриды, как и других своих жен (одна из них была русской), в картинах Фриды Кало муж присутствует почти всегда — или как персонаж, или как зритель, к которому она обращается. “В моей жизни было две аварии, — говорила она, — одна — когда автобус врезался в трамвай, другая — это Диего”.

Фрида Кало на растяжке. 1940. Фотограф Николас Мюррей.

Диего Ривера на террасе в Синем доме. Койоакан Мехико. 1950. Неизвестный фотограф.

Но выставка не только об отношениях этих двоих: она и о становлении Риверы как художника, и о его сложных отношениях с Советским Союзом. Здесь и его первый приезд в СССР в 1927 году, и Троцкий, который с 1937 по 1939-й жил в его доме, и его монументальное полотно “Славная победа”, которое он в 1955 году подарил Стране Советов, и “русские рисунки”, сделанные им во вовремя своего второго визита, в 1956 году. От единственной картины Фриды Кало, хранившейся в ГМИИ имени Пушкина, к сожалению, осталась лишь фотография: Ривера вывез ее на выставку в Польшу, и оттуда она уже не вернулась.

Диего Ривера. Автопортрет в шляпе. 1907. Холст, масло. 85 x 62,2. Музей Долрес Ольмедо.

В Манеже выставлены более 90 произведений Фриды Кало и Диего Риверы, от ранних до поздних: живопись, рисунки, литографии. Основу экспозиции составляют работы из собрания Музея Долорес Ольмедо (Мехико), живопись и графика из частных собраний Европы и Латинской Америки, работы из собрания внука Диего Риверы Хуана Коронеля Риверы и галереи Арвил (Мексика, США), ранее не экспонировавшиеся в России произведения из ГМИИ им. А. С. Пушкина, а также не публиковавшиеся ранее документы из российских государственных архивов. Дополняют экспозицию многочисленные фотографии и документальные фильмы о жизни и творчестве Фриды Кало и Диего Риверы.

Диего Ривера. Обнаженная теуана (Купание в реке). 1946. Бумага, акварель. 40,9 x 28,5; в раме: 76,7 x 63,3 x 5,5. Музей Долрес Ольмедо.

Диего Ривера. Женщина, убирающая снег. 1955. Бумага, акварель. 27,2 x 39; в раме: 73,3 x 87,6 x 8,3. Музей Долрес Ольмедо.

Диего Ривера. Гамак. 1956. Холст, масло, клеевая краска. 104,5 x 202,4. Музей Долрес Ольмедо.

Фрида Кало. Сломанная колонна. 1944. Холст, масло. 39,8 x 30,5; в раме: 65,5 x 56 x 8. Музей Долрес Ольмедо.

Фрида Кало. Автобус. 1929. Холст, масло. 26 х 55,5; в раме: 51,2 x 80,7 x 8,5. Музей Долрес Ольмедо.

Диего Ривера. Семья. 1934. Холст, акварель. 46 x 60,5; в раме: 125,4 x 106,5 x 8,2. Музей Долрес Ольмедо.

Фрида Кало. Автопортрет с обезьянкой. 1945. Холст, масло. 56 x 41,5; в раме: 79,1 x 64,5 x 8,3. Музей Долрес Ольмедо.

Фрида Кало. Авария. 1926. Бумага, карандаш. 20 x 26,5; в раме: 84,5 x 71 x 3. Коллекция Хуана Рафаэля Коронеля Риверы.

Фрида Кало. Натюрморт (Я принадлежу Самуэлю Фастлихту). 1951. Мазонит, масло. 28,6 x 35,9; в раме: 53 x 61 x 3,5. Галерея Арвил.

Фото: архив пресс-службы