vystavka-hristos-v-temnice-v-peterburgskom-manezhe-1
События

Выставка “Христос в темнице” в петербургском Манеже

- 10 Февраля 2019.
Санкт-Петербург

Русская деревянная скульптура из Перми и других городов.

, обновлено 11 Февраля 2019
AD Magazine

Куратор этой уникальной выставки, Семен Михайловский, ректор Санкт-Петербургской академии художеств, комиссар павильона России на Венецианской биеннале, в своем обращении рассказывает о том, как впервые увидел деревянную церковную скульптуру из Пермского музея. Как она сохранилась, прошла сквозь годы уничтожения всего, на чем стояла Россия, — загадка.

Выставка “Христос в темнице” в петербургском Манеже - фото 1

Михайловский называет две основные причины. Во-первых, скульптуры находились в отдалении, в провинции, куда не дотянется рука сурового цензора. Во-вторых, в послереволюционные годы “пермские боги” (определение принадлежит наркому просвещения Луначарскому) заинтересовали местных историков, подвижников и просветителей, которые сумели их собрать и сохранить.

Выставка “Христос в темнице” в петербургском Манеже - фото 2

“Среди них — Николай Николаевич Серебренников, сын священника, проехавший более пяти тысяч верст в поисках деревянных скульптур и опубликовавший о них замечательную книгу в 1928 году, а также два директора Пермского музея — Александр Сергеевич Лебедев и профессор Павел Степанович Богословский. Лебедев был расстрелян, а Богословский провел пять лет в лагерях. Эти обстоятельства придают нашей экспозиции дополнительный смысл”, — пишет Семен Михайловский.

Выставка “Христос в темнице” в петербургском Манеже - фото 3

Кроме Пермской художественной галереи, на выставку в петербургском Манеже прислали свои сокровища музеи Каргополя, Тотьмы, Моршанска, Кириллова, Череповца, Рязани, Переславля-Залесского и других городов. Всего на этой выставке 33 деревянных Христа — неслучайная цифра, — заключенных в символические темницы.

Выставка “Христос в темнице” в петербургском Манеже - фото 4

“Вначале мы хотели сделать свободные, но низкие или с наклоном, неудобные для сидения подиумы, — рассказывает куратор. — Но Антон Горланов, который занимался экспозицией, предложил мотив решетки, за которой томятся и в реальной тюрьме, и в символической “темничке”. И еще Манеж погрузился во тьму, потому что только так можно прочувствовать драматизм сюжета — не случайно ведь “Спас Полунощный”.

Выставка “Христос в темнице” в петербургском Манеже - фото 5

“Когда мы начинали этот проект, конечно, было искушение представить все многообразие русских деревянных скульптур — там есть впечатляющие сюжеты, сильные образы. Но чтобы избежать многословия и дать возможность посетителям задуматься о сущностных вещах, мы сосредоточились только на одном образе: Христос в темнице”.

Выставка “Христос в темнице” в петербургском Манеже - фото 6
Выставка “Христос в темнице” в петербургском Манеже - фото 7
Выставка “Христос в темнице” в петербургском Манеже - фото 8
Выставка “Христос в темнице” в петербургском Манеже - фото 9
Читайте также