vystavka-k-130-letiyu-anny-ahmatovoj-v-mihajlovskom-dvorce
События

Выставка к 130-летию Анны Ахматовой в Михайловском дворце

19 Июня 2019 - 26 Августа 2019.
Санкт-Петербург

Шесть портретов, созданных современниками поэтессы.

AD Magazine

11 июня 2019 года исполнилось 130 лет со дня рождения Анны Андреевны Ахматовой. Русский музей отмечает юбилей великой поэтессы большой программой, в которой есть и вечер ее стихов в исполнении Светланы Крючковой, и выставка ее прижизненных портретов в Садовом павильоне Михайловского дворца.

Выставка к 130-летию Анны Ахматовой в Михайловском дворце - фото 1
К. С. Петров-Водкин. Портрет А. А. Ахматовой. 1922.

Портретов шесть (это лишь часть написанных в XX веке), и каждый отражает какой-то важный момент в жизни Анны Ахматовой.

Самый ранний был написан Натаном Альтманом, который познакомился с ней в Париже в 1911 году, а три года спустя встретил ее в Петербурге и попросил позировать ему. Это было время взлета ее славы: вышли две первые книги — “Вечер” и “Четки”, которые молодежь выучила наизусть. Ахматова слыла законодательницей мод, ей подражали. В этом же году она рассталась со своим первым мужем Николаем Гумилевым, и в портрете, видимо, было что-то предвещающее будущее. Сама Ахматова его не любила, но написала, что с каждым днем все больше приближается к нему.

Выставка к 130-летию Анны Ахматовой в Михайловском дворце - фото 2
Н. И. Альтман. Портрет А. Ахматовой. 1914.

Портрет, созданный Кузьмой Петровым-Водкиным спустя десять лет, — памятник другой эпохе. Пестрый мир петербургской богемы развеян войной и революцией: Николай Гумилев расстрелян, Александр Блок, которого Ахматова считала своим учителем, умер от голода, ее друзья покидают Россию. В этом же году она рассталась со своим вторым мужем, ученым-ассириологом Владимиром Шилейко. На портрете Петрова-Водкина ее тревожное лицо словно противостоит безжалостному ветру времени.

Выставка к 130-летию Анны Ахматовой в Михайловском дворце - фото 3
Н. А. Тырса. Портрет А. А. Ахматовой. 1928. Бумага, ламповая копоть. ГРМ.

Следующие образы поэтессы связаны с именем Николая Пунина, искусствоведа и критика, видного деятеля русского авангарда, который стал третьим мужем Анны Ахматовой. В его художественном окружении было сделано несколько портретов Ахматовой. Это и виртуозные, эмоционально напряженные рисунки Николая Тырсы, и фарфоровая статуэтка сестер Данько, выпущенная Ленинградским фарфоровым заводом.

Портрет Вениамина Белкина был задуман в 1924 году, но закончен в 1941-м, в самый трагический момент для Ленинграда.

Читайте также