Выставка кинетического искусства в санкт-петербургском Манеже

Экспозиция показывает широкую панораму развития кинетизма в России — от первых авангардистских экспериментов начала века до художественной практики наших дней.

14 ФЕВРАЛЯ 2020 - 29 МАРТА 2020. МОСКВА

“Лаборатория будущего. Кинетическое искусство в России” — так называется выставочный проект, в подготовке которого приняла участие Государственная Третьяковская галерея. Проект масштабный: зрители увидят около 400 объектов, созданных в разные годы.

Август Ланин. Проект оформления магазина-салона “Электроника” в Воронеже, 1973.

В основе кинетического искусства лежит идея трансформации как художественной формы, так и самого процесса восприятия, поэтому оно было созвучно послереволюционной эпохе. Трансформация жизни, создание нового человека, непрерывное движение вперед определяли поиски художников того времени.

Анатолий Волгин. Светодинамический кинетический объект “Начало”. 1960. Реконструкция 2020 года. Фото: Михаил Вильчук.

Александр Родченко. Пространственная конструкция № 10. 1920–1921. Реконструкция Александра Лаврентьева.

Художники-кинеты изобретали визуальные системы передачи информации, исследовали особенности образного мышления, экспериментировали с новейшими технологиями и материалами. Свои идеи они реализовывали в сфере дизайна, архитектуры, градостроительства, организации окружающей среды, поэтому кинетизм являлся не просто направлением в искусстве, но и своеобразной лабораторией, где художники генерировали альтернативные версии реальности и того будущего, в котором мы сегодня оказались.

Константин Юон. Люди будущего. 1929. Тверская картинная галерея.

На выставке в Манеже наряду с произведениями главных представителей русского авангарда начала XX века — Александра Родченко, Эль Лисицкого, Якова Чернихова — будут представлены работы художников 60–70-х годов, а также современных авторов. Экспозиция включит в себя все разнообразие форм и жанров кинетического искусства: мобили, самонапряженные конструкции, трансформирующиеся скульптуры, оптическую живопись, графику, коллаж, фотографию, видеопроекции, звуковые и световые инсталляции, интерактивные объекты.

Яков Чернихов. Явно надуманная архитектурная композиция в аксонометрическом построении № 95. 1929–1932.

Яков Чернихов. Аксонометрическое изображение конструктивно-спаянного сооружения промышленного характера № 91. 1929–1932.

Александр Пушкарев. Красная стрела. 1985.

Фото: архив пресс-службы