Выставка Константина Сомова в Русском музее

160 произведений 1890–1930-х годов из музеев и частных собраний Москвы и Санкт-Петербурга.
Выставка Константина Сомова в Русском музее

8 АВГУСТА 2019 - 4 НОЯБРЯ 2019. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Такой масштабной выставки работ Константина Сомова в России еще не было. В Инженерном замке Русского музея собрано около 160 произведений художника: портреты, пейзажи, графика, в том числе связанная с художественным объединением и журналом “Мир искусства”. Сомов проектировал обложки этого рупора символистов, который выпускали сначала княгиня Тенишева, а затем Сергей Дягилев.

К. А. Сомов. Автопортрет. 1898. Бумага на картоне, акварель, белила, графитный и цветные карандаши. ГРМ.

Сомову-графику посвящены два зала: в одном кроме эскизов обложек “Мира искусства” представлены титульные листы и фронтисписы сборников стихов Константина Бальмонта, Вячеслава Иванова и других поэтов Серебряного века, в другом — графические портреты литераторов и художников.

К. А. Сомов. Фронтиспис сборника Н. Сапунова “Стихи. Воспоминания. Характеристики” (М.: Изд. Н. Н. Карышева, 1916). Бумага, цинкография. ГРМ.

Один из самых известных — портрет Александра Блока, который современники считали пугающе точным. У поэта были сложные отношения с этой работой: первое время она ему нравилась, но спустя несколько лет начала раздражать. Блок стал говорить, что портрет нисколько на него не похож, и отказывался ставить на нем свой автограф. Но выйти из образа, созданного Сомовым, ему так и не удалось.

К. А. Сомов. Обложка книги “Театр” (СПб.: Шиповник, 1908). Картон, тушь, перо, кисть, гуашь. ГТГ.

Юрий Анненков, автор иллюстраций к поэме “Двенадцать”, пишет: “Навстречу нам вышел хорошо известный сомовский рисунок: высокого роста, стройный Блок был одет в темно-коричневую художественную блузу, из-под которой выступал белый мягкий отложной воротник рубахи. Несколько удлиненное, спокойное, чисто выбритое лицо, чуть-чуть высокомерный, а может быть, потусторонний взгляд”.

К. А. Сомов. В боскете. 1899. Бумага на картоне, акварель, лак, бронзовая краска. ГРМ.

Выставка связывает разные периоды творчества художника: от первых работ середины 1890-х годов, портретов членов семьи до ретроспективных жанровых сцен с томными парочками, уединившимися в аллеях французских парков, с коломбинами и арлекинами, кавалерами и дамами в карнавальных костюмах и дальше — к произведениям, созданным в 1920-е и 1930-е годы.

К. А. Сомов. Вечерние тени. 1900 (1917). ГРМ.

В 1923 году Сомову удалось уехать из Советской России как уполномоченному “Русской выставки” в Нью-Йорке. Домой он не вернулся, поселился в Париже, где купил квартиру, много работал, участвовал в выставках. Среди картин, которые представляют этот период, — изображение Бориса Снежковского, боксера, близкого друга Сомова. С ним связана одна из ярких страниц в истории русских торгов Christie’s.

К. А. Сомов. Портрет Александра Бенуа. 1895. Уголь, графитный и цветной карандаши, акварель, белила. ГРМ.

В 2006 и 2007 годах на аукционе была с успехом распродана коллекция работ, которые художник дарил своему постоянному натурщику, — более 50 произведений. Две из них ушли с молотка за рекордную для русской живописи цену. Остатки коллекции, включая карандашный портрет Константина Сомова, нашли своего покупателя в прошлом году.

К. А. Сомов. Арлекин и дама. 1921. Холст, масло. 48 х 38. ГРМ.

Фото: архив пресс-службы