8 АВГУСТА 2019 - 4 НОЯБРЯ 2019. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Такой масштабной выставки работ Константина Сомова в России еще не было. В Инженерном замке Русского музея собрано около 160 произведений художника: портреты, пейзажи, графика, в том числе связанная с художественным объединением и журналом “Мир искусства”. Сомов проектировал обложки этого рупора символистов, который выпускали сначала княгиня Тенишева, а затем Сергей Дягилев.
Сомову-графику посвящены два зала: в одном кроме эскизов обложек “Мира искусства” представлены титульные листы и фронтисписы сборников стихов Константина Бальмонта, Вячеслава Иванова и других поэтов Серебряного века, в другом — графические портреты литераторов и художников.
Один из самых известных — портрет Александра Блока, который современники считали пугающе точным. У поэта были сложные отношения с этой работой: первое время она ему нравилась, но спустя несколько лет начала раздражать. Блок стал говорить, что портрет нисколько на него не похож, и отказывался ставить на нем свой автограф. Но выйти из образа, созданного Сомовым, ему так и не удалось.
Юрий Анненков, автор иллюстраций к поэме “Двенадцать”, пишет: “Навстречу нам вышел хорошо известный сомовский рисунок: высокого роста, стройный Блок был одет в темно-коричневую художественную блузу, из-под которой выступал белый мягкий отложной воротник рубахи. Несколько удлиненное, спокойное, чисто выбритое лицо, чуть-чуть высокомерный, а может быть, потусторонний взгляд”.
Выставка связывает разные периоды творчества художника: от первых работ середины 1890-х годов, портретов членов семьи до ретроспективных жанровых сцен с томными парочками, уединившимися в аллеях французских парков, с коломбинами и арлекинами, кавалерами и дамами в карнавальных костюмах и дальше — к произведениям, созданным в 1920-е и 1930-е годы.
В 1923 году Сомову удалось уехать из Советской России как уполномоченному “Русской выставки” в Нью-Йорке. Домой он не вернулся, поселился в Париже, где купил квартиру, много работал, участвовал в выставках. Среди картин, которые представляют этот период, — изображение Бориса Снежковского, боксера, близкого друга Сомова. С ним связана одна из ярких страниц в истории русских торгов Christie’s.
В 2006 и 2007 годах на аукционе была с успехом распродана коллекция работ, которые художник дарил своему постоянному натурщику, — более 50 произведений. Две из них ушли с молотка за рекордную для русской живописи цену. Остатки коллекции, включая карандашный портрет Константина Сомова, нашли своего покупателя в прошлом году.
Фото: архив пресс-службы