Выставка Nendo: Invisible Outlines в Гран-Орню

21 мая в Центре инноваций и дизайна CID открылась ретроспектива Nendo, самого известного и самого продуктивного дизайн-бюро в мире. Юлия Пешкова побывала на открытии и пообщалась с основателем бюро Оки Сато.
Выставкаретроспектива Nendo Invisible Outlines в ГранОрню в Музее современного искусства

21 мая в Центре инноваций и дизайна (CID) открылась ретроспектива Nendo, самого известного и самого продуктивного дизайн-бюро в мире. Юлия Пешкова побывала на открытии и пообщалась с основателем бюро Оки Сато.

В Европе работы Nendo можно было видеть во время мебельных выставок – парижской Maison & Objet, миланской iSaloni и т. д. Инсталляции были не очень большими и работали всего по несколько дней. Выставка в Гран-Орню – это первая возможность увидеть все главные объекты Nendo (двести экспонатов из восьмидесяти коллекций) в течение четырех месяцев. И безо всяких очередей.

Takumi Ota

Как маленький бельгийский город, о котором вы даже не слышали, удостоился чести принимать самую большую европейскую выставку самого известного дизайн-бюро? Центр дизайна существует в Гран-Орню с 2010 года. Вместе с Музеем современного искусства (MAC) они занимают здания бывшего шахтерского поселка, памятника архитектуры, охраняемого ЮНЕСКО. Несмотря на скромные финансовые возможности и удаленность от цивилизации, CID устраивает хорошие выставки дизайна. На одной из них, ретроспективе англичанина Джаспера Моррисона, побывал основатель Nendo Оки Сато. Он влюбился в кирпичные постройки начала XIX века, в которых элегантность неоклассического стиля сочетается с брутальностью фабричной архитектуры, и захотел показать тут свои работы. Руководство центра, разумеется, не пришлось уговаривать.

Дизайнер и основатель студии Nendo Оки Сато на выставке.

Takumi Ota

Подготовка к выставке заняла два года. Все, начиная общей концепцией и заканчивая дизайном номеров экспонатов, было разработано в бюро Nendo. Японцы несколько раз приезжали на место, чтобы изучить его возможности и разработать сценографию, идеально ему подходящую. “Я привык работать в пустых белых пространствах и все строить с нуля, – говорит Оки Сато. – А здесь уже была эта архитектура, кирпичные стены, железные колонны. Я даже не стал строить перегородки, чтобы не прятать все это”.

Takumi Ota

Дотошность, с которой Сато подходит к любому делу, – одна из причин его оглушительного успеха. С четырьмя помощниками он приехал за две недели до открытия и с утра до ночи монтировал вместе с сотрудниками центра выставку – притом что у него в работе четыреста проектов. Один глаз на монтаж, второй в телефон – так он провел время, вежливо отвергнув все предложения культурной и развлекательной программы. “Они привезли с собой кучу инструментов, даже какие-то специальные кисточки для смахивания пыли, – восхищается директор центра Мари Пок. – По нашим бельгийским стандартам на момент пресс-конференции выставка была практически готова. Но Оки сказал, что у них еще работы до следующего утра по исправлению недостатков. Все должно быть так, как он задумал: яркость света, насыщенность теней, угол поворота предметов”.

Takumi Ota

Содержание выставки “Невидимые очертания” пересекается с одноименной инсталляцией, показанной во время Миланской недели дизайна, но идет гораздо дальше. Сценография рассказывает не хронологическую историю марки, а ее философию. “Я хотел показать не готовые вещи, а процесс, показать, как я думаю, – объясняет Оки Сато. – Невидимые очертания – одно из ключевых понятий в моей работе. Существует ли предмет без контура и контур без предмета?” Тема невидимых очертаний раскрыта не только с помощью самих предметов, но благодаря подаче. В работах Оки Сато важную роль играют тени, и в этой выставке он их использует по максимуму. В игре света и тени участвует все, вплоть до объемных цифр и букв и наложенных друг на друга картонок с вступительным текстом. Добавьте к этому шершавые кирпичные стены и сводчатые потолки, и вы получите настоящий театр теней.

Takumi Ota

Выставка занимает несколько зданий (впервые были задействованы все помещения центра) и поделена на двенадцать глав, которые представляют разные этапы процесса и разный подход: “Извлечение”, “Соединение”, “Касание”, “Наслоение” и т. д. Большая часть экспонатов хорошо знакома фанатам Nendo: это и прославившая бюро серия контурных предметов Thin Black Lines, и нежная стеклянная мебель Glas Italia, и недавний шедевр – силиконовые вазы Jellyfish. Но совершенно неважно, видели вы эти предметы раньше или нет. Нужно увидеть их вместе, чтобы убедиться, что Оки Сато не случайно стал дизайнером № 1. Он не просто сделал несколько удачных коллекций и улегся почивать на лаврах успеха – он настоящий гений, каких встречается один-два на поколение.

Takumi Ota

“Эта выставка – моя последняя в качестве молодого дизайнера, – шутит Сато. – В 2017 году мне исполнится сорок, а моей студии – пятнадцать лет. Я решил сделать себе и своим поклонникам подарок”. Теперь главное, чтобы поклонники до нее добрались. Если этим летом вы окажетесь в Бельгии или на севере Франции, обязательно заезжайте в Гран-Орню – второй такой шанс представится нескоро.

Все проекты студии Nendo можно посмотреть на нашем сайте по ссылке тут

Текст: Юлия Пешкова

Когда: 21 мая – 1 октября 2017

Где: Центр инноваций и дизайна CID в Гран-Орню, Бельгия

Фото: Takumi Ota