14 ИЮЛЯ 2018 - 4 НОЯБРЯ 2018. САН-ФРАНЦИСКО
В МоМА Сан-Франциско открылась выставка мебели из коллекции художника Дональда Джадда.
У зрителя, который впервые попал на выставку работ Дональда Джадда, обычно возникают вопросы: что это и зачем? Зачем, например, эти полки, которые растут от пола до потолка, превращаясь в единый прямоугольный массив. Или коробки, прикрепленные к стене или стоящие на полу, — что это такое? Для мебели они слишком просты, для скульптуры — недостаточно эмоциональны.
В начале 60-х, когда Дональд Джадд начал регулярно выставлять свои объекты в американских и европейских галереях, его эксперименты с формой вызывали примерно те же вопросы. Он отвечал, что простая работа по силе воздействия может превосходить более сложную.
“Обычно, когда кто-то называет что-то слишком простым, это всего лишь значит, что люди смотрят на объект и не находят в нем тех элементов, к которым они привыкли. Они при этом не замечают и те элементы, которые там присутствуют. Важно, чтобы эта масса деталей, которую они не замечают, работала как одно целое, одним массивом, и по-настоящему это достигается только в очень хороших работах. Все это не так просто, как вам кажется”, — сказал художник в одном из интервью.
Стать дизайнером мебели его вынудила необходимость: в 1968 году Джадд купил пятиэтажное здание старинной швейной фабрики в нью-йоркском Сохо, а девять лет спустя — помещения бывшей военной базы в техасском городе с русским именем Марфа. Оба пространства нужно было превратить в арт-резиденции. К 1984 году Джадд разработал две линейки мебели, деревянной и металлической, и провел первую выставку своих дизайнерских работ.
Выставка в Музее современного искусства Сан-Франциско называется Donald Judd: Specific Furniture (“Дональд Джадд: Особая мебель”) по аналогии с книгой Specific Оbjects, которую художник написал в 1965 году. Дональд Джадд предстает здесь не только как дизайнер, но и как коллекционер: в его домах стояли предметы Алвара Аалто и Людвига Мис ван дер Роэ, Геррита Ритвельда и Рудольфа Шиндлера. Экспозиция лишний раз напоминает о том, что грань между искусством и дизайном становится почти неразличимой, хотя Дональд Джадд считал, что она очевидна.
Фото: Архив пресс-службы