История любви: выставка “Пикассо & Хохлова” в ГМИИ имени Пушкина

История любви испанского художника и его русской жены предстанет перед зрителями в живописных портретах, фотографиях, письмах и вещах из личного архива семьи Пикассо.
История любви выставка “Пикассо  Хохлова” в ГМИИ имени Пушкина

20 НОЯБРЯ 2018 - 3 ФЕВРАЛЯ 2019. МОСКВА

Весной 1917 года в Петербурге шли беспорядки: аресты, убийства офицеров на улицах, поджоги, грабежи… Особняк Матильды Кшесинской на Каменном острове захватили большевики, и, проезжая мимо своего дома, она видела Коллонтай, которая расхаживала по саду в ее собольей шубе.

Пабло Пикассо. Портрет Ольги в кресле. Монруж, весна 1918. Национальный музей Пикассо, Париж.

В Париже в это время начался очередной “Русский сезон”. “Мы должны были открыться 11 мая “Жар-птицей”, — вспоминает режиссер дягилевских балетов Сергей Григорьев, — а за день или два Дягилев объявил, что решил внести изменения в финальную картину балета, чтобы она больше соответствовала времени. Вместо короны и скипетра Царевичу теперь будут вручать фригийский колпак и красный стяг”.

Ольга Пикассо. Париж, около 1923. Фотография. Архив Ольги Руис-Пикассо, Фонд поддержки искусства Альмины и Бернара Руис-Пикассо, Мадрид.

Следующий балет назывался “Парад”, изображал жизнь бродячего цирка и состоял из цирковых номеров. Все танцовщики великолепно изображали цирковых артистов, но не все были рады своим костюмам. Два участника “Парада” выходили на сцену в костюмах из кубических картонных конструкций, изображавших небоскребы с окнами, балконами, лестницами, но не лишенных и каких-то человеческих форм. Танцовщики их ненавидели, потому что двигаться в них было мучением. Но Дягилев, впервые пригласивший оформить спектакль молодого испанского художника Пабло Пикассо, был доволен и сразу же заказал Пикассо костюмы и декорации для нового балета “Треуголка”.

Ольга Пикассо в салоне квартиры на улице Ла Боэси, 23. Около 1922. На заднем плане — ширма, расписанная Пикассо в 1915–1916 и 1922 годах. Архив Ольги Руис-Пикассо, Фонд поддержки искусства Альмины и Бернара Руис-Пикассо, Мадрид.

Именно он и познакомил Пикассо с балериной Ольгой Хохловой. Много лет спустя художник рассказывал, что она была не лучшей в труппе, но обладала красотой и аристократичностью — эти качества Дягилев ценил наряду с мастерством. Ольга была дочерью полковника Русской императорской армии, получила соответствующее ее положению воспитание и произвела Пикассо впечатление. Через год они обвенчались в русской церкви на рю Дарю.

Пабло Пикассо и Ольга Хохлова на террасе отеля “Минерва”. Рим, 1917. Фотография. Архив Ольги Руис-Пикассо, Фонд поддержки искусства Альмины и Бернара Руис-Пикассо, Мадрид.

Ольга Хохлова стала первой официальной женой художника — и оставалась его женой до конца своей жизни, потому что он с ней так и не развелся. Брачный контракт был составлен таким образом, что все имущество, включая картины Пикассо, поровну принадлежало обоим, и делить его с женщиной, которую со временем он стал считать “скучной” и “надоедливой”, он не захотел.

Ателье “Пиас”. Портрет Ольги Пикассо на балу у графа Этьена де Бомона. Особняк Массеран, Париж, 1924. Желатиносеребряный отпечаток. Национальный музей Пикассо, Париж.

Когда перед женитьбой он привез Ольгу к своей матери, та сказала: “Бедная девочка, ты понятия не имеешь, на что обрекаешь себя. Будь я твоей подругой, то посоветовала бы тебе не выходить за него ни под каким видом. Я не верю, что с моим сыном женщина сможет быть счастлива. Он озабочен только собой”.

Пабло Пикассо. “Мать и дитя”. Париж, осень 1921. Дерево, масло. Фонд поддержки искусства Альмины и Бернара Руис-Пикассо, Мадрид.

Сначала все было прекрасно: супруги поселились в квартире на улице Ла Бети, недалеко от Елисейских Полей, которую Ольга прекрасно обставила. В 1921 году у них родился сын Поль, которого в семье все называли Пауло. Пикассо стал писать в другой манере: вместе с Ольгой в его жизнь вошли монументальные формы и классическое искусство.

Два снимка Ольги и Поля Пикассо из фотоавтомата. Около 1928. Фотография. Архив Ольги Руис-Пикассо, Фонд поддержки искусства Альмины и Бернара Руис-Пикассо, Мадрид.

Весной и летом они ездили в Жуан-ле-Пен и Монте-Карло, где проводили время на костюмированных балах и частных вечеринках, зачастую в компании со Скоттом Фицджеральдом и его женой Зельдой. В 1930 году купили в Нормандии небольшой замок.

Пабло Пикассо. “Деревенский танец”. 1922. Национальный музей Пикассо, Париж.

А дальше началось то, что Франсуаза Жило, одна из подруг Пикассо, называла “игрой без правил”. Однажды на пороге замка появилась молодая женщина с младенцем на руках и спросила у Ольги: “Как вы думаете, кто его отец?”

Пабло Пикассо. Портрет Поля в белой шапочке. Париж, 14 апреля 1923. Холст, масло. Фонд поддержки искусства Альмины и Бернара Руис-Пикассо, Мадрид.

Франсуаза, единственная из женщин, которая решилась уйти от Пикассо сама, считала, что у него был своего рода комплекс Синей Бороды, заставлявший отрубать голову предыдущей женщине, как только начинался роман со следующей. “Но он не отрубал голов полностью, — писала она, — предпочитал, чтобы жизнь шла дальше и все женщины, жившие с ним в то или иное время, все-таки чуть слышно попискивали, издавали возгласы радости или страдания, делали какие-то жесты, словно расчлененные куклы. Это давало ему ощущение, что жизнь в них еще теплится, что она висит на ниточке и другой конец этой ниточки у него в руке. Время от времени они придавали ходу вещей комический, драматический или трагический оттенок, а ему только этого и было нужно”.

Пабло Пикассо. Ольга Хохлова в мантилье. Лето–осень 1917. Фонд поддержки искусства Альмины и Бернара Руис-Пикассо, Мадрид.

Ольга оставалась в маленьком личном музее Пикассо еще двадцать лет после того, как они расстались. Она жила в Каннах, но как только Пикассо приезжал в Париж, переезжала вслед за ним. Ежедневно писала ему письма, в которых французские фразы мешались с русскими, и пыталась ворваться в его дом. Пикассо прогонял ее, угрожая позвать полицию. На ее похороны он не пришел и ни разу не навестил ее в больнице — он патологически боялся всего, что было связано со старостью, болезнью и смертью.

“Задумчивая Ольга”. Париж, зима 1923. Национальный музей Пикассо, Париж.

Пабло Пикассо. “Семья на берегу моря”. Динар, лето 1922. Национальный музей Пикассо, Париж

Пабло Пикассо. “Поль на ослике”. Париж, 15 апреля 1923. Фонд поддержки искусства Альмины и Бернара Руис-Пикассо, Мадрид.

Пабло Пикассо. “Акробат”. Париж, 19 января 1930. Фонд поддержки искусства Альмины и Бернара Руис-Пикассо, Мадрид.

Фото: Succession Picasso 2018