Выставка масштабная — она занимает целиком все здание Фонда Louis Vuitton. Выстроенная по хронологическому принципу, она ведет зрителя по жизни незаурядной женщины, которую кураторы называют творцом-провидцем: ее видение не только определило развитие дизайна в XX веке, но и повлияло на образ жизни миллионов людей.
Она прожила долгую жизнь, почти век, и связала между собой две разные эпохи. Жажда жизни, целеустремленность и талант помогли ей стать одним из самых влиятельных дизайнеров своего времени. Она сотрудничала с такими признанными гениями, как Ле Корбюзье, Фернан Леже и Жан Пруве, много путешествовала, жила в Индии, Бразилии, Японии, несколько раз была в СССР.
Ее интересовало абсолютно все — мода, фотография, спорт, — и во всех этих областях она создавала что-то новое. Несколько лет назад Louis Vuitton выпустил коллекцию одежды по ее эскизам. А горнолыжный курорт Ле-Арк, который она спроектировала в 1960-х, до сих пор вызывает восхищение: здание гостиничного комплекса, построенное каскадом, сливается с горой, а не спорит с ней.
Первый раздел выставки рассказывает о тех годах, когда Шарлотта Перриан работала с Ле Корбюзье и Пьером Жаннере. Предыстория этого сотрудничества хорошо известна: 24-летняя девушка, прочитав книги мэтра, пришла к нему устраиваться на работу, но получила отказ и обидное замечание: “Мы здесь не подушки вышиваем”. Вскоре ее с извинениями попросили вернуться — после того, как на парижском Осеннем салоне она выставила свою мебель из стальных трубок.
Выставка устроена так, чтобы зритель как можно ярче представил себе эпоху и обстановку, в которой происходили все эти события. Здесь есть и реконструкция крошечной мансарды на улице Сен-Сюльпис, для которой Шарлотта придумала трансформирующуюся мебель, и экспозиция на выставке, заставившая Ле Корбюзье извиниться. В следующем разделе собраны экспонаты, которые относятся к периоду сотрудничества Шарлотты Перриан и Фернана Леже — они вместе оформляли сельскохозяйственный павильон на Всемирной выставке 1937 года.
Первая поездка в Японию в 1940 году (Шарлотту пригласили поработать “послом французского дизайна”), послевоенные годы во Франции, бразильский период — каждому отрезку жизни, отразившемуся в творчестве Шарлотты Перриан, отдан отдельный зал. В последнем восстановлен чайный дом, который она спроектировала в 1993 году для проекта “Диалог культур” по заказу ЮНЕСКО.
Шатер из бамбука и полиэстера своей легкостью похож на здание Фонда Louis Vuitton, построенное притцкеровским лауреатом Фрэнком Гери. Когда Шарлотта его проектировала, ей было уже девяносто.