Розмари Трокель, одна из самых ярких фигур на современной арт-сцене Германии, совершила прорыв в сфере, в которой доминируют мужчины, при помощи стереотипных женских занятий — вязания и кухонной вахты у плиты.
Известность пришла к ней в 1980-х благодаря “вязаным” картинам, а также варочным панелям, конфоркам и плитам, которые она воспроизводила в фотографиях, рисунках и видео. Плиты Розмари Трокель вошли в историю современного искусства так же прочно, как писсуар Марселя Дюшана.
Художница как-то назвала себя аутсайдером; это можно понять, если вспомнить, что у этого слова есть два значения. Второе из них — “посторонний” — довольно точно отражает ее взгляд на мир и собственное творчество. Она словно смотрит на все со стороны, подмечая все нелепости и смеясь над происходящим.
В одном из своих ранних шедевров — “Рисовальной машине” (1990), которая представлена на выставке в МАММ, — Трокель доводит до абсурда клише о связи женского искусства с тихими ремесленными занятиями и машинальным трудом. “Рисовальная машина”, механически воспроизводящая авторский мазок живописца, считывается как пародия на клише “художника-гения”.
Особое место в экспозиции отведено графике: рисункам тушью, углем и карандашом, коллажам и компьютерным изображениям, которые занимают важное место в творчестве художницы. Розмари Трокель создает рисунки на всех этапах работы — это эскизы, наброски, а также записи наблюдений и идей. Поскольку она практически не дает интервью, у нее нет домашней странички в интернете, это единственная возможность познакомиться с тем, как рождаются ее масштабные проекты.