vystavka-russkogo-iskusstva-v-nyu-jorke-1924-goda-kartiny-i-ih-istorii
События

Выставка русского искусства в Нью-Йорке 1924 года: картины и их истории

16 Сентября 2021 - 16 Января 2022.
Москва

16 сентября в Музее русского импрессионизма откроется выставка-исследование “Другие берега. Русское искусство в Нью-Йорке. 1924” о самом масштабном показе русского искусства в США. Спустя почти сто лет музей собрал более семидесяти знаковых работ, которые были представлены в Нью-Йорке. Американская выставка 1924 года является уникальным срезом русского искусства первой четверти XX века — она предполагала продажу произведений, поэтому ее участники отправляли за океан свои лучшие работы. Судьба представленных полотен сложилась по-разному, вместе с куратором выставки Ольгой Юркиной рассказываем их историю после 1924 года.

AD Magazine

Борис Кустодиев. Купец

Холст, масло. 1923. Нижегородский государственный художественный музей

Зрелищные сюжеты Бориса Кустодиева — крестьянские праздники, сцены из купеческой жизни, народные гуляния — горячо полюбились американцам, которых интересовала повседневная жизнь русских людей. В Америке были проданы четыре из более двадцати представленных работ художника. Полотно “Купец” написано по мотивам акварелей из серии “Русь. Русские типы”. Оно наполнено народной атрибутикой: мы видим вывески провинциальных лавочек, фарфоровую чайную пару с бубликами, гжельскую роспись на подносах.

Произведение появляется на фотографии экспозиции 1924 года, что позволило подтвердить его участие в американской выставке. В дальнейшем картина участвовала в 25-й Международной выставке живописи в Институте Карнеги 1926 года, после чего была возвращена в СССР и сегодня находится в коллекции Нижегородского художественного музея.

Выставка русского искусства в Нью-Йорке 1924 года: картины и их истории - фото 1
Кустодиев Борис. Купец. 1923. Нижегородский государственный художественный музей.

Вениамин Белкин. Фрукты на синем

Холст, масло. 1910-е. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Обучение Вениамин Белкин проходил сначала в Москве, в школе-студии Большакова, затем, с 1907 по 1909-й, в Париже, в частной академии Ла-Палетт. Художник много рисовал для журналов и книжных издательств, отдавая предпочтение пейзажам и портретам. Однако на выставке в Америке он представил два натюрморта 1910-х годов. Один из них — “Фрукты на синем”. Интересно, что в описи ящиков при возврате работа названа “Фрукты и пианино”, а в списке картин, вернувшихся с выставки, — “Фрукты на синей ткани”. На обороте натюрморта сохранился фрагмент этикетки экспозиции 1924 года.

Художник умело пишет яблоки в оригинальном красочном окружении: он выбирает пеструю контрастную драпировку, а в черной поверхности пианино на фоне мы видим отражение фруктов в хрустальной вазе на ярко-синей скатерти.

Выставка русского искусства в Нью-Йорке 1924 года: картины и их истории - фото 2
Белкин Вениамин. Фрукты на синем. 1910-е. Государственный Русский музей.

Виктор Васнецов. На страже

Холст, масло. 1914. Собрание семьи Карисаловых, Москва

Виктор Васнецов, наряду с Василием Поленовым, был одним из немногочисленных художников старшего поколения, участвовавших в американской выставке. Одна из основных тем в его творчестве — историческая и фольклорная живопись. Эти сюжеты пользовались популярностью у иностранной публики, которая привыкла к более классическому искусству и пока еще не готова была понять авангардные течения.

Полотно “На страже” было использовано в качестве иллюстрации в самом начале каталога американской выставки: оно предваряло вступительное слово Кристиана Бринтона. “Вы бы хотели увидеть русского Макбета? Его написал Виктор Васнецов в образе русского воина XVII века, патрулирующего кремлевские стены. Под шлемом — темные глаза стража и его борода”, — восторженно писали о произведении в издании Hartford Courant. В результате эта картина стала единственной работой мастера, проданной в Америке. В дальнейшем картина пополнила собрание семьи Карисаловых, в котором она и находится сегодня.

Выставка русского искусства в Нью-Йорке 1924 года: картины и их истории - фото 3
Васнецов Виктор. На страже. 1914. Частное собрание.

Савелий Сорин. Художник с Монпарнаса

Бумага на холсте, акварель, графитный карандаш, белила, лак. 1923. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Среди участников выставки, развивавших принципы неоклассицизма, был Савелий Сорин. После Октябрьской революции художник эмигрировал в Париж, где довольно быстро снискал себе известность в европейских художественных кругах. Он был выдающимся портретистом: его работы пользовались значительным успехом у публики.

На американскую выставку Сорин отправил три графических произведения. На одном из них — “Художник с Монпарнаса” — изображен живописец и скульптор Георгий Артемов. Подтвердить участие работы в американской выставке позволила одна из фотографий экспозиции 1924 года. В дальнейшем Сорин проведет еще несколько персональных выставок в США, а во время Второй мировой войны эмигрирует в Нью-Йорк, однако множество его произведений, в том числе “Художник с Монпарнаса”, будут возвращены в Россию.

Выставка русского искусства в Нью-Йорке 1924 года: картины и их истории - фото 4
Сорин Савелий. Художник с Монпарнаса. 1923. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Николай Ульянов. Крестный ход

Холст, масло. До 1923 г. Собрание Анатолия и Майи Беккерман, Нью-Йорк

Выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества, Николай Ульянов в творчестве много экспериментировал со стилями и направлениями: в середине 1900-х годов он сблизился с группой “Мир искусства”, а к 1910-м годам в его работах появились авангардные поиски с чертами примитивизма и кубофутуризма.

“Крестный ход”, он же “Праздник”, был куплен с американской выставки состоятельным бизнесменом Чарльзом Крейном за 600 долларов. Сцены национальных русских праздников пользовались большой популярностью среди американской публики, поэтому такие произведения охотно покупались коллекционерами. Однако, в отличие от большинства других картин в этом ряду, работа Ульянова демонстрирует не традиционно реалистические, а авангардные поиски, что делает ее по-особенному уникальной. Подтвердить участие работы в экспозиции 1924 года удалось с помощью сохранившегося штампа выставки на ее обороте. Сегодня произведение также находится в Нью-Йорке, в собрании Анатолия и Майи Беккерман.

Читайте также