Выставка в музее "Гараж" – "Ставки на гласность"

23 января в музее современного искусства “Гараж” открывается выставка “Ставки на гласность. Аукцион “Сотбис” в Москве, 1988”. Спустя тридцать лет после легендарного аукциона, проложившего русскому искусству дорогу на мировой арт-рынок, нам предлагают вспомнить его главных героев и историческую канву.
Выставка в Гараже посвященная аукциону аукцион Sotheby's проведенному в СССР

23 ЯНВАРЯ 2018 - 28 ФЕВРАЛЯ 2018. МОСКВА

В 1988 году в Москве состоялось событие, взбудоражившее западное арт-сообщество. Седьмого июля знаменитый аукционный дом провел торги совместно с Министерством культуры СССР: первый и единственный аукцион Sotheby's, состоявшийся на территории России, открыл миру русское искусство эпохи перестройки и стал мощным импульсом для формирования арт-рынка внутри страны.

Впервые в масштабе крупных аукционных торгов были выставлены работы советских признанных и неофициальных художников, а также произведения авангарда 1910–1920-х годов. Предаукционные выставки, сопровождавшиеся большой рекламной кампанией, прошли в Нью-Йорке, Лондоне, Париже, Кельне, Цюрихе и вызвали колоссальный резонанс. Инициатором амбициозного проекта стал арт-дилер и куратор Симон де Пюри, в 1986-м возглавивший швейцарское подразделение Sotheby's. В успех предприятия почти никто не верил, тем более оглушительными оказались результаты аукциона.

На торгах Sotheby’s “Русский авангард и советское современное искусство” в Совинцентре, Москва. 7 июля 1988 года. Фото: Сергей Борисов © Сергей Борисов

Торги собрали гигантскую по тем временам сумму — более двух миллионов фунтов стерлингов. За £242 000 с молотка ушел полиптих Гриши Брускина “Фундаментальный лексикон” (1986), превысив эстимейт в 12 раз; за £330 000 была продана абстракция Александра Родченко, ставшая самым дорогим лотом торгов. С молотка также ушли работы Надежды Удальцовой, Варвары Степановой, Александра Древина — все вещи с безупречным провенансом из коллекций наследников, а также работы Ильи Кабакова, Ивана Чуйкова, Вадима Захарова, Эдуарда Штейнберга, Игоря и Светланы Копыстянских, Ильи Глазунова. Покупатели — крупнейшие галеристы и знаменитые коллекционеры, в их числе Элтон Джон и Дэвид Боуи.

Предаукционная выставка Sotheby’s “Русский авангард и советское современное искусство” в Совинцентре, Москва. 2–7 июля 1988 года. Фото: Александр Лаврентьев © Александр Лаврентьев

Для покупателей, художников и высокопоставленных советских чиновников был организован торжественный вечер. “Дамы в вечерних платьях, с бриллиантами, мужчины в смокингах… У меня было впечатление, что мы попали в роман Агаты Кристи…” — вспоминал позднее художник Гриша Брускин.

Гриша Брускин на фоне своих работ на предаукционной выставке Sotheby’s, Москва. Июль 1988 года. Фото: Сергей Борисов © Сергей Борисов

Вслед за участниками тех событий легендарный аукцион вспоминают кураторы выставки в музее “Гараж”. Авторы концепции Виктория Душкина и Андрей Мизиано относят экспозицию к жанру выставки-воспоминания и выставки-исследования. Зрителям будут представлены связанные с аукционом документы: пригласительные на открытие предаукционного показа, роскошно изданный каталог, формальная фотохроника и репортажная съемка известного фотографа Сергея Борисова.

Дмитрий Пригов на предаукционной выставке Sotheby’s «Русский авангард и советское современное искусство» в Совинцентре, Москва. Июль 1988 Фото: Сергей Борисов © Сергей Борисов

Сухую документальную часть оживит фильм в формате 3D: технология виртуальной реальности перенесет посетителей в конгресс-зал Совинцентра (сейчас Центр международной торговли), где проходили эпохальные торги. Центральными экспонатами станут работы, проданные на аукционе, в том числе “Фундаментальный лексикон” (1986) Гриши Брускина, который впервые за 30 лет вернется в Россию, и “Все о нем” (1971) Ильи Кабакова — работа, приобретенная самим Альфредом Таубманом, председателем совета директоров Sotheby’s, и затем подаренная советскому Министерству культуры.

Предаукционная выставка Sotheby’s “Русский авангард и советское современное искусство” в Совинцентре, Москва. 2–7 июля 1988 года. Фото: Александр Лаврентьев © Александр Лаврентьев

Когда: 23 января — 28 февраля 2018 года Где: Музей современного искусства “Гараж”(Крымский Вал, 9, стр. 32)