zemlya-dybom-vystavka-v-sheremetevskom-dvorce-sankt-peterburga
События

“Земля дыбом”: выставка в Шереметевском дворце Санкт-Петербурга

11 Июля 2019 - 23 Сентября 2019.
Санкт-Петербург

Эскизы Юрия Аненкова, Михаила Ларионова, Натана Альтмана, Александра Рыкова, афиши, макеты и документы, связанные с историей русского театрального авангарда.

AD Magazine

Масштабная выставка Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства “Земля дыбом” в залах Шереметевского дворца впервые прослеживает историю театрального экспрессионизма — от зарождения этого яркого направления до исчезновения в середине 1930-х годов.

“Земля дыбом”: выставка в Шереметевском дворце Санкт-Петербурга - фото 1
Сцена каторги леди Макбет из оперы Шостаковича, 1934.
“Земля дыбом”: выставка в Шереметевском дворце Санкт-Петербурга - фото 2
Сцена из оперы Шостаковича “Нос”, 1930.

Название напоминает о легендарном спектакле Всеволода Мейерхольда, поставленном по одноименной пьесе Сергея Третьякова в 1923 году. Художником этого спектакля была Любовь Попова.

“Земля дыбом”: выставка в Шереметевском дворце Санкт-Петербурга - фото 3
Владимир Дмитриев. Эскиз “Американские боги”, 1925.

Появление термина “экспрессионизм” в самом начале 1910-х годов связано с Германией, Австрией и Скандинавскими странами. Традиционно это направление считалось явлением немецкой культуры, и о русском экспрессионизме говорится гораздо реже, хотя он проявился в России и в литературе, и в театре, и в кино. Его основная тема — боль и страх человека в агрессивном, враждебном мире — была усилена катастрофами революции и гражданской войны.

“Земля дыбом”: выставка в Шереметевском дворце Санкт-Петербурга - фото 4
Эскиз к опере “Орлиный бунт”, 1925.

В экспозиции собраны материалы, связанные с экспрессионистскими постановками ГосТиМа (Театра имени Мейерхольда) и других советских театров: эскизы художников Юрия Анненкова, Натана Альтмана, Моисея Левина, Владимира Дмитриева, Александра Рыкова, фотографии сцен из спектаклей, макеты, костюмы, рисунки и рукописи.

“Земля дыбом”: выставка в Шереметевском дворце Санкт-Петербурга - фото 5
Моисей Левин. Костюм к “Закату”, 1928.

Отдельный сюжет связан с экспериментальным проектом “Ревизор”, осуществленным режиссером Игорем Терентьевым и группой учеников Павла Филонова в театре Дома печати в 1927 году.

“Земля дыбом”: выставка в Шереметевском дворце Санкт-Петербурга - фото 6
М. З. Левин. Эскиз декорации к спектаклю “Смерть Пазухина” М. Е. Салтыкова-Щедрина. Место создания: СССР. Ленинград, 1924. Государственный академический театр драмы (бывший Александринский). Условная декорация. Фон черный. Справа фрагменты золотых колонн. Слева в углу крохотный интерьер жилой комнаты. От комнаты к колоннам широкая красная дуга.

Большой раздел посвящен музыкальным спектаклям — балетам Леонида Мясина в декорациях Михаила Ларионова для Дягилевской труппы, а также авангардным постановкам советских театров: балету “Красный вихрь, или Большевики”, оставившему яркий след в истории балетного искусства своими новаторскими решениями, операм “Воццек” и “Прыжок через тень”. Атмосферу Петрограда — Ленинграда 1920-х годов воссоздают фрагменты документальных фильмов того времени.

“Земля дыбом”: выставка в Шереметевском дворце Санкт-Петербурга - фото 7
Владимир Дмитриев В. Эскиз декорации к спектаклю “Эуген Несчастный” Э. Толлера. I и IV действия. Место создания: СССР. Петроград, 1923. Государственный академический театр драмы (бывший Александринский).
“Земля дыбом”: выставка в Шереметевском дворце Санкт-Петербурга - фото 8
Владимир Дмитриев. “Борис Годунов”, 1928.
“Земля дыбом”: выставка в Шереметевском дворце Санкт-Петербурга - фото 9
Владимир Дмитриев. “Необычайные приключения Гофмана”, 1922.
Читайте также