Масштабная выставка Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства “Земля дыбом” в залах Шереметевского дворца впервые прослеживает историю театрального экспрессионизма — от зарождения этого яркого направления до исчезновения в середине 1930-х годов.
Название напоминает о легендарном спектакле Всеволода Мейерхольда, поставленном по одноименной пьесе Сергея Третьякова в 1923 году. Художником этого спектакля была Любовь Попова.
Появление термина “экспрессионизм” в самом начале 1910-х годов связано с Германией, Австрией и Скандинавскими странами. Традиционно это направление считалось явлением немецкой культуры, и о русском экспрессионизме говорится гораздо реже, хотя он проявился в России и в литературе, и в театре, и в кино. Его основная тема — боль и страх человека в агрессивном, враждебном мире — была усилена катастрофами революции и гражданской войны.
В экспозиции собраны материалы, связанные с экспрессионистскими постановками ГосТиМа (Театра имени Мейерхольда) и других советских театров: эскизы художников Юрия Анненкова, Натана Альтмана, Моисея Левина, Владимира Дмитриева, Александра Рыкова, фотографии сцен из спектаклей, макеты, костюмы, рисунки и рукописи.
Отдельный сюжет связан с экспериментальным проектом “Ревизор”, осуществленным режиссером Игорем Терентьевым и группой учеников Павла Филонова в театре Дома печати в 1927 году.
Большой раздел посвящен музыкальным спектаклям — балетам Леонида Мясина в декорациях Михаила Ларионова для Дягилевской труппы, а также авангардным постановкам советских театров: балету “Красный вихрь, или Большевики”, оставившему яркий след в истории балетного искусства своими новаторскими решениями, операм “Воццек” и “Прыжок через тень”. Атмосферу Петрограда — Ленинграда 1920-х годов воссоздают фрагменты документальных фильмов того времени.