“Жизнь в рамке: дизайн и комиксы”: выставка в Музее дизайна Vitra

Vitra исследует связь комиксов и анимации с предметным дизайном.
Vitra

24 ИЮНЯ 2019 - 20 ОКТЯБРЯ 2019. ВАЙЛЬ-НА-РЕЙНЕ

Прорыв комикса как жанра, любимого миллионами, произошел в конце XIX века: два крупнейших газетных магната Америки — Херст и Пулитцер — начали заполнять историями в цветных картинках полосы воскресных газет. Благодаря этим первым комиксам прессу, развлекающую публику, и прозвали желтой.

Joost Swarte, Beugel Chair, 2018 © Joost Swarte

Произведения дизайнерского искусства впервые попали в комикс не в Америке, а в Европе. Бельгийский художник-самоучка Жорж Реми, известный под псевдонимом Эрже, приобрел всемирную известность благодаря “Приключениям Тинтина” — серии альбомов о приключениях газетного репортера Тинтина и его собаки Милу. Первый появился на свет в 1929 году и почти сразу же был признан шедевром, с которым не сравнится ни один современный роман.

David Mazzucchelli, Asterios Polyp (detail), 2009 © Pantheon Books

В пятом выпуске от 1934 года появился стул MR-10 Мис ван дер Роэ — тот самый консольный стул из гнутой стальной трубы, который стал одним из символов индустриальной эпохи. Жизнь отражалась в комиксах, как в зеркале, и практически без искажений.

Charles Schulz, Peanuts (detail), 1953 © 1953 Peanuts Worldwide LLC

Massimo Giacon, Ettore: Mr. Sottsass Jr. e il mistero degli oggetti (detail), 2015 © Massimo Giacon

В 1960-х годах, которые считаются серебряным веком комиксов (золотой остался позади, в 40-х и 50-х, когда появились многие известные супергерои наших дней, включая Супермена, Бэтмена и Капитана Марвела), поп-культура начала проникать в дизайн. Образы из комиксов оставили свой след в работах дизайнеров, которые экспериментировали со стекловолокном и пластиком и изобретали для стульев и кресел новые формы — непривычные, но неожиданно удобные для человеческого тела. Взгляните на кресла Ээро Аарнио Tomato и Pastil — они словно вышли из книжки с картинками.

В 1980-х дизайн и комиксы начали делать одни и те же люди. Такие, как каталонец Хавьер Марискаль, художник, скульптор и графический дизайнер, участник группы Memphis. Десятилетием раньше он выпустил комикс Los Garriris, а потом начал превращать его персонажей в предметы. Но стул Garriris, который он создал в 1987 году, “вышел” не из этого сериала, а из диснеевского мультфильма о Микки-Маусе.

И наконец наступил тот день, когда дизайнеры и их произведения стали героями комиксов. Графическая новелла Шарлотты Мальтер-Барт и Зоси Дзержавской Eileen Gray: A House Under the Sun рассказывает об истории создания виллы E-1027 от имени ее автора, дизайнера Эйлин Грей. А в серии Manga Chairs японской дизайн-студии Nendo главные герои уже не люди, а стулья: один мчится сквозь пространство со скоростью света, другой отскакивает от пола, а третий меняет размер.

Выставка “Жизнь в рамке” в открытом фондохранилище Vitra Schaudepot — результат первого исследования связей между комиксами и предметным дизайном. В экспозиции они рядом — комиксы различных жанров и объекты из коллекции Музея дизайна. Предметы словно только что покинули иллюстрированный мир, чтобы шагнуть в реальность. И ждут новых исследователей!

Фото: Vitra Design Museum; архив пресс-службы