Музеи поочередно оцифровывают свои архивы, поэтому изучать искусство стало намного легче. Мы собрали скульптуры и инсталляции XX века из коллекции Tate, по которым можно узнать некоторые основные направления современного искусства и проследить его развитие.
“Фонтан” Дюшана стал символом искусства XX века, самым узнаваемым произведением дадаизма, дал начало реди-мейду. Работа была создана для выставки Общества независимых художников, но была отклонена. Это обычный писсуар, развернутый на 90 градусов с подписью R. Mutt (в переводе с англ. — “P. Остолоп”). Изначально для представления работы фоном была выбрала картина “Война” Марсдена. Оригинал был утерян еще при жизни Дюшана, и сегодня существует восемь копий работ, одна из которых была продана за $1,7 миллиона в 1999 году. А в 2006 году художник-перформансист в Центре Помпиду разбил “Фонтан” молотком.
Своими парящими скульптурами Колдер вывел этот вид искусства на новый уровень, предложив вместо тяжелых массивных форм легкие кинетические конструкции. Эта работа относится к раннему творчеству художника, сделана из метала, дерева, лески и проводов.
Дали в своих произведениях с едой (этот лобстер отлично сварен, только посмотрите на его цвет) очень часто делает эротические отсылки. Здесь по его задумке рот говорящего должен был максимально сблизиться с хвостом лобстера, что намекает на эротизм и выражает протест художника против поклонения технике. Скульптура была изготовлена в подарок поэту и коллекционеру сюрреалистического искусства Эдварду Джеймсу и входит в цикл работ “Паранойя и война”.
Типичный пример произведений Каро. Он работал в индустриальной манере, любил щедрый масштаб и яркие цвета. В Tate также хранится его первая скульптура — Twenty Four Hours (1960). Скульптор получил широкое признание в Британии — BBC назвал его лучшим скульптором своего поколения.
Второй отец поп-арта создавал не только картины в технике комиксов и перерабатывал полотна импрессионистов. Его броская коммерческая графика перенеслась на машины и посуду. Этот керамический сервиз на пять персон был выпущен в Нью-Йорке компанией Jackson China Co партией в 800 наборов. Изначально цена составляла около $50, но в мае 2006 года один из них был продан за $28 800 на аукционе Christie’s.
Наум Певзнер (Габо — псевдоним) родился в Брянске и входил в круг конструктивистов, был знаком с Малевичем, Кандинским и Татлиным. Позднее переехал в Берлин и работал в школе Bauhaus. Работа “Линейная конструкция No. 2” представлена более чем в 20 вариациях разного размера, расположенных как вертикально, так и горизонтально. Именно эта создана специально для представления в музее Tate.
Автор знаменитых Cloud Gate (та самая огромная зеркальная фасоль на площади Чикаго) очень любит работать с цветом и объемом. Эту инсталляцию он подготовил для выставки британской скульптуры, проходившей в галерее Whitechapel. Капур хотел уйти от гигантизма своих предыдущих работ, не теряя силы произведения.
Эту работу Кунс готовил для своей первой персональной выставки в Нью-Йорке. Аквариум заполнен дистиллированной водой с хлоридом натрия (именно им, кстати, посыпают улицы зимой в качестве реагента). Существует вторая версия работы, 50/50 Tanks, где емкость заполнена только на одну вторую — так, что мячи погружены ровно наполовину. Сам Кунс закладывал в эту работу метафору смерти, конечного состояния жизни.
Запомните: если за стеклом животные, то это Херст, а если разные предметы, то это Кунс. Конечно, Херст, вдохновлялся работой выше, более того, он бережно хранит ее в своей коллекции. Но для своих работ он выбрал мертвых животных, которых помещал в формальдегид. Самая знаменитая работа из этой серии — The Physical Impossibility of Death in the Mind of Somebody Living (в переводе с англ. — “Физическая невозможность смерти в сознании живущего”), где объектом стала гигантская акула.
Художница работает с автобиографичными сюжетами (чего стоит ее работа “Все, с кем я спала с 1963 по 1995 год”, представляющая собой палатку, внутри которой имена и фотографии всех, кто был в постели художницы — среди них и любимые игрушки из детства, и, наверное, любимые мужчины). “Моя кровать” стала работой, которая принесла Эмин известность. Это неубранная постель, вокруг которой валяются грязное белье, мусор, окурки, пустые бутылки от газировки и алкоголя. Работа стала символом Young British Artists, а в 2000 году была выставлена на торги Christie’s с оценочной стоимостью в £1,2 миллиона и продана за £2 546 500.
Фото: AFP/EAST NEWS, REX/FOTODOM, GETTY IMAGES, PA/ТАСС, ALAMY/ТАСС; Legion–Media