250 лет стекольной мануфактуре Baccarat

Несмотря на почтенный возраст – хрустальной мануфактуре исполнилось 250 лет, –  Baccarat не стареет. Рассказывает Анастасия Углик.
Посуда Баккара стекольной мануфактуре Baccarat исполнилось 250 лет

Несмотря на почтенный возрастхрустальной мануфактуре исполнилось 250 лет,Baccarat не стареет. Рассказывает Анастасия Углик.

“Я смотрел за выверенными движениями их сильных рук и могучих тел, наблюдал, как сражаются они в великой битве за совершенство, которую ведут не на жизнь, а на смерть. И как отражаются их победы в толщине кристалла, где все зыбко и четко одновременно”. Это поэтическое описание отнюдь не цитата из трактата восторженного мистика. Его автор – Этторе Соттсасс, побывавший на мануфактуре Baccarat в маленьком городишке неподалеку от Страсбурга. Признаться, чувство, которое так страстно описывал покойный мэтр итальянского дизайна, охватывает там каждого: определенно есть что-то от священнодействия в работе стеклодувов и что-то от таинства в превращении кипящей сияющей массы в идеальную холодную поверхность.

С 1887 года, когда была сделана эта фотография, работа стеклодувов на фабрике мало изменилась.

архив baccarat; thierry bouËt/архив пресс-службы; gÉrard ufÉras/АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ; Юрий Пальмин; АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

Но совсем не каждое хрустальное производство смогло так плотно вписать свое имя в историю, как это удалось Baccarat. Основанное предприимчивым епископом Монморанси-Лавалем – в 1764 году он получил королевский патент на стекловарение, – оно быстро стало основой экономики региона, который до того был знаменит только охотничьими угодьями.

Здание горячего цеха на фабрике в местечке Баккара построено в 1881 году.

архив baccarat; thierry bouËt/архив пресс-службы; gÉrard ufÉras/АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ; Юрий Пальмин; АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

К Французской революции фабрика выглядела уже почти так же, как сейчас (двор каре, замыкаемый с одной стороны зданием горячего цеха, а с другой – господским домом, и бараки рабочих по сторонам), но выпускали там только обычное стекло. На хрусталь Baccarat переориентировалась в 1816 году, когда досталась бельгийскому промышленнику Эме-Габриелю д’Артигу, который привез с собой секрет чистейшего сплава с тайным ингредиентом. Говорят, этот рецепт – самая большая драгоценность Baccarat.

Первый парижский бутик Baccarat открылся по адресу 30 bis, rue de Paradis в 1832 году.

архив baccarat; thierry bouËt/архив пресс-службы; gÉrard ufÉras/АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ; Юрий Пальмин; АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

За два с половиной века своего существования мануфактура одинаково уверенно пережила мировые войны и революции, индустриализацию XIX века и глобализацию XX. И сделала это всё, надежно опираясь на жизнь коммуны, выросшей вокруг фабрики и поколениями связанной с производством драгоценного хрусталя. И пока маленький мирок стоял, большая Baccarat расширяла свою географию.

Эскиз люстры для зала аудиенций османского дворца Долмабахче, ­выполненный в 1858 году.

архив baccarat; thierry bouËt/архив пресс-службы; gÉrard ufÉras/АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ; Юрий Пальмин; АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

На Всемирной парижской выставке 1867 года Александр II надолго задержался около стенда с гигантскими бордово-красными вазами, гравированными мастером витиеватых розеток Жан-Батистом Симоном. “Никогда не думал, что со стеклом можно творить подобные вещи”, – сказал русский самодержец. “Это не стекло – это Baccarat”, – ответили ему. Он запомнил название и привез его в Москву вместе с люстрой в 24 подсвечника, которую подарил императрице.

Все излишки хрусталя на производстве отсекаются и возвращаются обратно в печи.

архив baccarat; thierry bouËt/архив пресс-службы; gÉrard ufÉras/АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ; Юрий Пальмин; АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

С тех пор не проходило и года, чтобы хоть в одной из царских резиденций не появлялось по произведению французской мануфактуры. Baccarat стала одной из многочисленных слабостей дома Романовых. Не отставали и султаны Оттоманской империи, и индийские махараджи, и другие страстные любители роскоши, потрясающей воображение.

Аппарат, позволяющий гравировать двадцать бокалов одновременно, придумал еще в XVIII веке мастер Пьер Ловен.

архив baccarat; thierry bouËt/архив пресс-службы; gÉrard ufÉras/АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ; Юрий Пальмин; АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

Но управленцы мануфактуры (а она никогда не была в частном владении) хорошо понимали, что имперские заказы – это не единственный путь развития. Их целью было войти если не в каждый дом, то уж по крайней мере в каждое сознание. И это удалось сделать с помощью простого бокала для красного вина. Он был придуман в 1841 году и назван Harcourt – толстостенный, с простыми гранями, идеально подходящий для повседневных возлияний и при этом имеющий в своей ДНК что-то от королевских средневековых кубков. Сейчас он выглядит одновременно старомодно и очень остро (особенно в дизайне Филиппа Старка) и, по словам местных власть имущих, является иконой стиля Baccarat.

Процесс росписи позолотой.

архив baccarat; thierry bouËt/архив пресс-службы; gÉrard ufÉras/АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ; Юрий Пальмин; АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

Но ничего по-настоящему святого для этой мануфактуры на самом деле нет, поэтому она с удовольствием отдает свои сокровища в руки самых беспощадных адептов современного дизайна – за последние годы на них успели поработать и Хайме Айон, и Марсель Вандерс, и Патриция Уркиола. И каждый раз, несмотря на вмешательство сильной художественной воли, продукт получался узнаваемым и не противоречащим сути марки. “А что вы хотите, в Baccarat есть что-то такое, что невозможно перешагнуть или откинуть, – говорит Филипп Старк, работающий с ними много лет. – Это математика, тайна и поэзия в одном флаконе. Хрустальном, разумеется”.

За годы своего существования начертание логотипа Baccarat менялось шесть раз, но последний держится уже сто лет.

архив baccarat; thierry bouËt/архив пресс-службы; gÉrard ufÉras/АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ; Юрий Пальмин; АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

Поэтому, наверное, сколько бы раз ни приходилось мне подниматься по лестнице бывшей аптеки № 1 в полутемный зал московского ресторана Baccarat, я не могу избавиться от чувства, что где-то здесь, на пятой приблизительно ступеньке второго пролета, проходит граница между мирами. Быть может, дело в волшебных свойствах самого материала, который столько лет подряд прославляют марка и ее художники, а может, в той удивительной легкости, с которой Baccarat вписывается в любой новый поворот истории дизайна. А может быть, в сливовом варенье – его варят из ягод, которые зреют в саду за домом управляющего в Баккара. Уверена, в рецепте тоже какой-то особенный ингредиент.

Текст: Анастасия Углик

Фото: архив baccarat; thierry bouËt/архив пресс-службы; gÉrard ufÉras/АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ; Юрий Пальмин; АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ