5 советов от Марины Филипповой: про лепнину

Что надо знать, проектируя или воссоздавая лепной декор, рассказывает декоратор Марина Филиппова.
Лепнина в интерьере советы декоратора Марины Филлиповой по выбору лепного декора

Декоратор Марина Филиппова

Фирменный стиль Марины Филипповой — современная классика, которая редко обходится без лепнины. Можно сказать, что Марина на ты с этим элементом декора. “В моей студии мы уделяем особое внимание лепному декору, — говорит она. — Сейчас изготовлением лепнины занимается огромное количество компаний, но настоящих профессионалов, виртуозно владеющих техникой, видящих пропорции и знающих толк в историческом подтексте, единицы. Чтобы результат оправдал ожидания, необходимо изучить примеры работ мастеров”.

1. Материал

Фрагмент проекта Марины Филипповой. Лепнина на потолке по эскизам декоратора.

Традиционно лепной декор делают из гипса, но сейчас на рынке можно найти элементы декора из пластика. Его можно использовать во временных проектах, например на выставочных стендах или в pop-up магазинах. Пластиковые элементы, как правило, идеально ровные и гладкие, в них нет легкой небрежной рукотворности. Для интерьера, в котором надо создать атмосферу старины, они не подойдут. Зато пластик можно смело использовать в мокрых зонах. Также из него делают тонкие вещи, например вентиляционные решетки, которые сложно сделать из гипса.

2. Реставрация

Фрагмент проекта Марины Филипповой. Лепнина на потолке по эскизам декоратора.

Мне неоднократно доводилось работать со старыми образцами. Однажды, нам предстояло разработать шоу-рум модного мехового ателье. Они планировали обосноваться в старом особняке на Пречистенской набережной. Внутри пространство было поделено на унылые офисные клетушки с низкими навесными потолками. Не знаю, что мной тогда двигало, но я попросила принести стремянку и фонарик. Забравшись под потолок за одной из панелей, я обнаружила клад — необыкновенной красоты старинную лепнину. Она была в плачевном состоянии, но мастера-реставраторы бережно, слой за слоем, снимали вековую побелку. Результат стоил того: мы вернули пространству не только старинную лепнину, но и некогда утраченную анфиладную планировку.

3. Прототипы

Фрагмент проекта петербургской квартиры Марины Филипповой. Лепниной декор по эскизам декоратора. Все интерьеры проекта смотрите по клику на фото. https://admagazine.ru/inter/96807\_kvartira-v-sankt-peterburge-90-m.php

Для каждого проекта мы создаем свою историю, и лепной декор — неотъемлемая ее часть. Например, меня может вдохновить образ рокайльной лепки знаменитых дворцов. Я могу взять какой-то один элемент и дозированно вписать его в современный интерьер. В домах, где связь с историей не очевидна, нет смысла тщательно цитировать исторические реплики. Чтобы добиться легкости и даже некой артистичности, можно иногда специально исказить пропорции и классические формы ионики, бус или гороха. Таким образом мне удается избежать эффекта “нафталинового” интерьера.

4. Стилистическое соответствие

Фрагмент проекта Марины Филипповой. Розетка на потолке по эскизам декоратора.

Бывает, что заказчики просят сделать им интерьер с историей. Это довольно увлекательный процесс. Конечно же, создаваемая история внутреннего убранства должна согласовываться с историей и архитектурой дома. Однако современные интерьеры довольно эклектичны. Тонкое рукотворное гипсовое мастерство может сейчас легко уживаться с более грубыми формами и технологичными материалами.

5. Практическая польза

Фрагмент проекта Марины Филипповой. Лепное панно за скульптурой по эскизам декоратора.

Гипс как материал дает огромное поле для творчества. В своих проектах я уделяю много внимания проектированию лепного декора: тщательно выбираю мастерские и знакомлюсь с художником. Часто гипсовые панно создаются по моим собственным эскизам. Один из самых эффективных приемов, который позволяет создать иллюзию высокого потолка, — тонкие гипсовые каннелюры. Я часто его использую.

Записала Ольга Сорокина