Арт-ярмарка BRAFA: собираем кабинет редкостей для вашего дома

Как создать кабинет редкостей объекты с артярмарки BRAFA и интервью с экспертом

Современные декораторы и дизайнеры интерьеров все чаще сталкиваются с желанием заказчика обладать своей личной кунсткамерой. Создание серьезной коллекции и антуража для нееэто настоящее искусство, требующее выполнения определенных правил и знания надежных источников ее пополнения. Именно об этом мы и расспросили Тэйса Демельмейстера, встретив его на арт-ярмарке BRAFA в Брюсселе. Специально для AD он отобрал несколько объектов, которые могут стать достойным пополнением вашей коллекции и помогут создать правильную атмосферу в кабинете редкостей.

Человека всегда притягивали предметы, способные удовлетворить его безграничное любопытство или привести в изумление. А одним из надежных лекарств от скуки испокон веку считались кабинеты редкостей. Чтобы выяснить, как составляются ставшие сегодня вновь популярными коллекции, чем отличаются современные кунсткамеры от классических и что предлагают искушенным коллекционерам специализирующиеся на редкостях галереи, мы поехали на старейшую европейскую арт-ярмарку BRAFA, прошлись по ее стендам и поговорили с экспертом, автором нескольких книг по истории этого вопроса, бельгийским журналистом Тэйсом Демельмейстером.

Тэйс Демельмейстер – журналист, пишущий о дизайне и архитектуре, автор нескольких книг по истории создания кабинетов редкостей. 3 февраля на BRAFA состоится круглый стол, посвященный этой теме, на котором будет представлена его новая книга "Wunderkammer: An Exotic Journey through Time".

Рост интереса к созданию кабинетов редкостей обнаруживается сегодня повсюду. Например, в мадридском Prado, перед картиной Рубенса “Похищение Европы”, некоторое время назад выставили чучело огромного быка. А британская галерея Milton Keynes на выставке Cabinet of Curiosities наряду с работами Уорхола, Гейнсборо, Милле и Дэвида Боуи представила старинные карты и чучело пеликана. Что уж говорить о всенародной популярности и любви к таксидермистским опытам в работах Дэмиена Херста, Полли Морган и Яна Фабра.

Ширма - шелк, роспись. Дизайнер Пьеро Форназетти. 1972, галерея Brun Fine Art.

Подчеркнем: выбор места встречи с Тэйсом Демельмейстером совсем не случаен. BRAFA, которая проходит сейчас в Брюсселе (27 января — 4 февраля), славящаяся своей буржуазной неспешностью и демократичностью, — настоящий рай как для коллекционеров, так и для тех, кто профессионально занимается оформлением интерьеров. И это касается в первую очередь широкого охвата тем: здесь можно найти старинную и современную живопись, графику и скульптуру, мебель и светильники, относящиеся к разделу коллекционного дизайна, отличные образцы декоративно-прикладного искусства, антикварные и археологические редкости, а также всевозможные предметы искусства, созданные в странах Азии, Африки и Океании.

Шкаф в китайском стиле – красное дерево, бронза, зеркала. Париж около 1875-1880 с монограммой краснодеревщика “EL” и гравировкой Edouard Levre. Галерея Steinitz.

Демократичность BRAFA распространяется и на цены, которые варьируются от нескольких сот до нескольких миллионов евро. А над подтверждением аутентичности экспонатов трудится комитет, состоящий более чем из ста экспертов. И конечно, именно на BRAFA представлены ведущие галереи, в которых можно пополнить любую даже самую требовательную коллекцию кабинета редкостей.

Кабинет редкостей в интерьере. Из архива галереи Theatrum Mundi.

Марина Ширская: Когда появились первые кабинеты редкостей и из чего состоит классическая коллекция?

Тэйс Демельмейстер: О них было известно уже в средние века, но во времена Итальянского Ренессанса (с конца XV века) кабинеты редкостей стали особенно популярны. Короли, аристократы, ученые, фармацевты пополняли свои коллекции предметами, которые путешественники привозили в Европу из заморских стран, а также находками, обнаруженными в результате научной деятельности человека. Самыми известными были коллекции Улиссе Альдрованди, Франческо Калцолари, Ферранте Императо, Альберта Себа. Интересно, что первая коллекция Альберта Себа впоследствии была приобретена Петром I для основанной им Кунсткамеры. Собрать ее голландскому фармацевту помогли моряки, которых он лечил и которые расплачивались с ним всевозможными диковинами, привезенными ими из путешествий. Примерно в это же время сложились и четыре группы, на которые подразделяются предметы в классической коллекции Wunderkammer: Naturalia — чудеса природы, Scientifica — предметы, относящиеся к области научных исследований, Exotica — объекты, привезенные из заморских стран, и Preciosa — вещи, созданные руками людей. Существует и такая категория вещей, которые находятся на стыке двух групп. Например, кубки из кокосовых орехов или морских раковин, где чудо природы обрамляется в драгоценную оправу, созданную руками человека.

Кабинет редкостей в интерьере. Из архива галереи Porfirius Kunstkammer. © Gretar Gunnlaugsson

МШ: А существует ли рынок поддельных редкостей?

ТД: Рынок поддельных редкостей существовал всегда. Например, под видом рога единорога продавали бивни нарвала. Или русалки — они были очень популярны в XIX веке. Известна целая передвижная выставка знаменитого Финеаса Тейлора Барнума, прозванного королем надувательств, в которой демонстрировались эти существа. На самом деле русалки делались умельцами частично из тел мелких обезьянок и рыбьих хвостов. Но даже когда обман раскрылся, коллекционеры все равно продолжали покупать эти фигурки. Или вот еще один пример: камни, образующиеся в желудке жвачных животных. Бытовало поверье, что если вымочить этот камень в воде, то она приобретет целебные свойства и может использоваться как противоядие или лечение от меланхолии. Подобные камни были довольно дороги и для них даже делали специальные драгоценные шкатулки. Как вы понимаете, нашлось немало мошенников, выдающих поддельные камни за настоящие.

Кабинет редкостей в интерьере. Кабинет редкостей в интерьере. Из архива галереи Porfirius Kunstkammer. © Gretar Gunnlaugsson

МШ: А в чем разница между классическим cabinet of curiosities и современным и что можно посоветовать начинающим собирателям редкостей?

ТД: Классический кабинет редкостей в прошлом отражал стремление человека познавать мир. В современную кунсткамеру чаще попадают вещи, которые могут своим происхождением скорее позабавить зрителя. Само понятие “редкость” очень изменилось за последнее время. Раньше, например, раковины наутилуса встречались очень редко и могли обойтись своему владельцу в стоимость двух солидных домов. Сегодня раковины, минералы, объекты, которые раньше считались экзотическими, стали доступны всем. Времена меняются, но идея коллекционирования по-прежнему жива.

Кабинет редкостей в интерьере. Из архива галереи Porfirius Kunstkammer. © Gretar Gunnlaugsson

Если вы решили создать свой собственный кабинет редкостей, то не пытайтесь ностальгировать по кунсткамерам прошлого, постарайтесь понять, что для нас сегодня может считаться редкостью. Это могут стать предметы, прилетевшие (например, метеориты) или условно прилетевшие на землю из космоса. В этом году на BRAFA можно купить скафандр советского космонавта Стрекалова, в котором он выходил в открытый космос. Существуют галереи, которые могут помочь вам создать коллекцию с нуля, ориентируясь на размеры вашего помещения и указанный вами бюджет, могут даже подобрать для коллекции подходящую по размеру мебель. Бельгийская галерея Porfirius, представленная на BRAFA, — одно из таких мест.

Все, что может попасть в ваш кабинет редкостей прямиком с арт-ярмарки BRAFA, по мнению Тэйса Демельмейстера.