Как оформить

Дизайн в кино: фильм “Фрост против Никсона”

Новый обзор красивого фильма в рубрике “Дизайн в кино” от Евгении Микулиной.

Как оформить
, обновлено 13 Апреля 2018

И снова простите меня за долгое молчание, дорогие читатели. Много было в нашей редакционной жизни суеты, пришлось отвлекаться. Но тем не менее колонка “Красивые фильмы с Евгений Микулиной” возвращается к вам, и фильм этой недели — драма Рона Ховарда “Фрост против Никсона”.

Дизайн в кино: фильм “Фрост против Никсона” - фото 1

Фильм был номинирован на пять “Оскаров”, столько же “Золотых глобусов” и еще на мильон наград. В основном, конечно, все пытались наградить чем-нибудь Фрэнка Ланджеллу, который невозможно крут в роли экс-президента США. Майкла Шина, исполнившего роль никсоновской Немезиды, почему-то хвалили меньше, хотя он играл абсолютно виртуозно. За костюмы и постановочную часть не номинировали никого, и это дико странно. С одной стороны, мало в истории кино фильмов, в которых исторический интерьер воссоздан так дотошно и творчески одновременно.

Но сначала по традиции пробежимся по сюжету, ну чтобы не совсем скучно было.

Напоминаем: Ричард Никсон, 37-й президент США, за время правления которого Америка вышла из Вьетнамской войны, наладила отношения с Китаем и СССР, начала всерьез бороться с расовой сегрегацией и высадила человека на Луну.

Дизайн в кино: фильм “Фрост против Никсона” - фото 2

Однако все достижения Никсона на посту президента оказались стерты одним скандалом — Уотергейтом. В процессе второй избирательной кампании команда Никсона поставила “жучки” в штаб-квартиру соперников, взломщиков поймали, дело пытались замять, но ретивые журналисты из “Вашингтон Пост” раскрыли все карты. Началось государственное расследование, целью которого было понять, знал ли Никсон о грязных делишках своих помоганцев. Он уверял, что не знал. Нашлись сделанные его собственной секретной службой магнитофонные записи разговоров в его кабинете в Белом доме, из которых было понятно, что знал и санкционировал. Все это выяснение того, кто на какой минуте пленки хрюкнул и сколько кому за это заплатили, тянулось чрезвычайно долго, привело к кризису доверия по отношению к Никсону, и в 1974 году он добровольно ушел в отставку. Ну ушел и ушел, сказали бы вы. Но американским либералам было этого мало. Они чрезвычайно переживали из-за того, что — внимание — Никсон не извинился вслух за то, что соврал. Вот это вот детсадовское “он не извинился” и перечеркнуло все политические успехи Никсона, который стал жить на пенсии в Калифорнии, читать по приглашению речи в университетах и писать книги — благо ему было что рассказать.

Дизайн в кино: фильм “Фрост против Никсона” - фото 3
Дизайн в кино: фильм “Фрост против Никсона” - фото 4
Дизайн в кино: фильм “Фрост против Никсона” - фото 5
Дизайн в кино: фильм “Фрост против Никсона” - фото 6
Дизайн в кино: фильм “Фрост против Никсона” - фото 7

В какой-то момент Фрост увидел по телевизору церемонию прощания Никсона с нацией и понял, что это шоу смотрят реально все имеющие телевизор люди. Там были такие рейтинги, что закачаешься. И Фросту пришла в голову безумноватая идея — взять у Никсона интервью. Расспросить перед камерами о его долгой жизни. Заодно и про Уотергейт спросить. И получить за счет болезненного интереса аудитории к интервьюируемому обратно свои рейтинги, а вместе с ними и все преимущества блестящей карьеры.

Дизайн в кино: фильм “Фрост против Никсона” - фото 8

Фрост начал искать канал, который бы спродюсировал эту серию интервью. Все крутили пальцем у виска. Фрост понял, что придется продюсировать самому и продавать каналам уже готовое. Он нашел финансирование, заложив всё на свете и рискнув всеми личными средствами.

Дизайн в кино: фильм “Фрост против Никсона” - фото 9

Он собрал команду, которая наизусть выучила все материалы всех возможных записей в карьере Никсона — всё для того, чтобы дать Фросту повод задать старику какой-нибудь особо каверзный вопрос, который бы сделал интервью зрелищным.

Дизайн в кино: фильм “Фрост против Никсона” - фото 10
Дизайн в кино: фильм “Фрост против Никсона” - фото 11
Дизайн в кино: фильм “Фрост против Никсона” - фото 12
Дизайн в кино: фильм “Фрост против Никсона” - фото 13

Фрост уговорил Никсона принять участие в передаче — за гонорар, но деньги были не главным. Никсон увидел в этой серии интервью возможность рассказать наконец подробно и неторопливо о своих достижениях и вернуть утраченную репутацию.

Для Фроста эта серия была тем же самым — возможностью вернуть утраченный звездный статус.

Дизайн в кино: фильм “Фрост против Никсона” - фото 14

Два опытных манипулятора, два всем рискующих человека, два мощных темперамента, два упрямца, старый и молодой, сели как-то раз в гостиной провинциального американского домика (съемки происходили на нейтральной территории) под светом телевизионных софитов — и началась изощренная словесная битва. С тактическими отступлениями, внезапными атаками, длительными осадами, отчаянием разбитой армии и внезапной победой горстки уцелевших.

Дизайн в кино: фильм “Фрост против Никсона” - фото 15

Шоу вышло в эфир 5 мая 1977 года, состояло из пяти выпусков и вошло в историю телевидения — в нем было круто всё, от независимого продюсирования до самой баталии на экране. Фрост, расколовший в конце концов великого старика, не просто снова стал звездой — он превратился в икону телевизионной журналистики, в гуру эфирного диалога. Познер, говорите? Дудь?! То, что делал в эфире Фрост, никому не превзойти и не повторить. Включая рейтинги: аудитория составила 45 миллионов человек, что до сих пор остается рекордом в области политических интервью.

Дизайн в кино: фильм “Фрост против Никсона” - фото 16
Дизайн в кино: фильм “Фрост против Никсона” - фото 17
Дизайн в кино: фильм “Фрост против Никсона” - фото 18

Работа оператора — смена колорита от песочно-теплого в моменты, когда происходят сами события, до синевато-холодного в сценах, когда герои истории вспоминают подробности для “интервью об интервью”. Постоянное выстраивание перспективных рядов — Фрост работает перед камерой, мы видим его же на служебном мониторе, потом “наша” камера отъезжает еще подальше, чтобы захватить всю студию, на которую мы, зрители, смотрим из зала: всё для того, чтобы подчеркнуть тему наблюдения за наблюдателем, тему бесконечного количества фильтров, через которые проходит на телевидении правда, чтобы иметь шанс добраться до зрителя хоть в какой-то форме.

Дизайн в кино: фильм “Фрост против Никсона” - фото 19

Невообразимо стильно сделанные интерьеры, дающие эффект полной, тотальной достоверности. Обстановка телестудий, аэропорт Хитроу, откуда Фрост летит на встречу с Никсоном.

Дизайн в кино: фильм “Фрост против Никсона” - фото 20
Дизайн в кино: фильм “Фрост против Никсона” - фото 21

Самолет — о эти самолеты 1970-х с широкими проходами, барами и возможностью курить в салоне.

Дизайн в кино: фильм “Фрост против Никсона” - фото 22
Дизайн в кино: фильм “Фрост против Никсона” - фото 23
Дизайн в кино: фильм “Фрост против Никсона” - фото 24
Дизайн в кино: фильм “Фрост против Никсона” - фото 25
Дизайн в кино: фильм “Фрост против Никсона” - фото 26

Интерьеры виллы — бесчисленные фото хозяина с разными людьми от Мао до Хрущева, все для того, чтобы показать значимость хозяина, его вклад в историю.

Дизайн в кино: фильм “Фрост против Никсона” - фото 27
Дизайн в кино: фильм “Фрост против Никсона” - фото 28
Дизайн в кино: фильм “Фрост против Никсона” - фото 29

Кабинет никсоновского литературного агента, хитрющего Ирвинга “Свифти” (“Быстрого-на-руку”) Лазара — кабинет пороскошнее президентского.

Дизайн в кино: фильм “Фрост против Никсона” - фото 30

Преувеличенно-роскошная обстановка отеля “Плаза” в Нью-Йорке, где Фрост с командой готовил свое разоблачительное шоу — среди толстых диванов с плюшевыми подушками.

Наконец, нейтрально “средне-американский” арендованный для съемок домик, в котором проходит интервью: выделенная в нем библиотечная зона с двумя креслами в свете софитов, консервативные кресла, в которых разбиваются и строятся карьеры и создаются сенсации… И техническая команда, с замиранием сердца наблюдающая за всем этим на фоне дешевого кухонного гарнитура.

Дизайн в кино: фильм “Фрост против Никсона” - фото 31

Все эти вещи и локации были созданы для фильма командой во главе с Грегом ван Хорном (работал, из заметного, над “Ванильным небом”); костюмы делал Дэниел Орланди, специалист по ретростилю, на счету которого очень клевая комедия “К черту любовь!”. Созданы и воссозданы, потому что нет уже ни тех самолетов, ни того Хитроу, ни тех студий — по-другому теперь выглядят интерьеры BBC, знаете ли, и номера в “Плазе” теперь другие, и тем более виллы экс-президентов.

Дизайн в кино: фильм “Фрост против Никсона” - фото 32

Но о грандиозной работе этой постановочной команды в наградных листах не было сказано ни слова. Потому что они сделали свою работу слишком хорошо. Самое мощное ощущение, которое оставляет по себе “Фрост против Никсона”, — ощущение предельной убедительности происходящего на экране. Чистой, полной правды. Как будто это не художественное кино, а документальное.

Дизайн в кино: фильм “Фрост против Никсона” - фото 33
Дизайн в кино: фильм “Фрост против Никсона” - фото 34

Как будто это прямой эфир. Вот просто так всё это на самом деле происходило, а мы почему-то это видим сейчас, хотя сорок лет прошло. Даже цвет пленки в фильме “битый” слегка, как будто “тогда” снимали. И всё на экране такое настоящее, что странно потом смотреть на лица реального Никсона и реального Фроста, они как-то напрягают: мы же видели Шина и Ланджеллу, и они были более живыми и правильными.

Дизайн в кино: фильм “Фрост против Никсона” - фото 35

Вот поэтому отсутствие у этого фильма премий за работу художников — лучший им комплимент.

Дизайн в кино: фильм “Фрост против Никсона” - фото 36
Читайте также